11.08.2015

Пикассо П. (1881-1973) **

Пабло Пикассо - испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. Основоположник кубизма.
По экспертным оценкам, Пикассо - самый «дорогой» художник в мире. А по результатам опроса, проведённого газетой The Times в 2009 году, Пикассо - лучший художник среди живших за последние 100 лет. Также его полотна занимают первое место по «популярности» среди похитителей.
Основные работы - «Любительница абсента» (1901), «Старый гитарист» (1903), «Девочка на шаре». (1905), «Три музыканта» (1921), «Герника» (1937), «Дора Маар с кошкой» (1941), «Алжирские женщины. Версия O» (1955).

Цветы в сером кувшине. Пабло Пикассо

Агапи-Галина 

В сером кувшине стоят цветы,
словно из тропических расстений,
чрезмерно крупны лепестки,
тон зелёный - цветовое решение!

А рядом, в рюмочке тонкой,
- прозрачной, словно изо льда,
виднеется почему-то ложка,
- особая энергия и простота!

Коричневый, старинный комод,
сдержанность певучих красок,
таинственный серый натюрморт,
цветовые гаммы - прекрасны! 

Аккорды красок - испанского фона,
глубина образа - изящная форма!

Общие свойства портретов Пикассо в стиле кубизма

Акламэна

Суть рассмотрев в многогранности матрицы,
Масок личину видя насквозь,
Пабло извлек корень смысла и святости,
Резкость изломов и круглую ложь.

Пабло Пикассо. Женщина, сидящая в кресле

Акламэна

Тонка рука, прозрачны пальцы,
Корона жмется к ножке кресла,
Вкруг мыслеформы-постояльцы
Сгруппировались в знак протеста.
Наметки сна, прорехи быта,
Но тайна главная сокрыта.

Пабло Пикассо. Портрет Доры Маар

Акламэна

Дама в слезах, перчатка в крови.
Взгляд бесконечно нежен.
Электрошоком трясло их дни,
Скорби родник был стержень.
Пабло устал убирать тоску, но
В омуты глаз ныряя,
Сам себя камнем спускал на дно
В пяти минутах от рая.

Пабло Пикассо. Три танцора

Акламэна

Танец смерти
Кружится с пеленок,
"Па" разучивает
Человек,
Вовлекая
В изломы рук
Боль сужения
Дьявольских мук,
Прикрываясь
Харизмой лжи
В треугольник
Закован.
Не жди,
Чтоб вершину
Поднял Вавилон,
У подножия выстрела
Стон
Оглашенно
Закрыл глаза.
Три танцора
И их судьба.

картина "Три танцора" находится в Лондоне, в Галереe "Тейт".

Пабло Пикассо 

Алексей Алексеевич Романов 

О, Пабло… Пабло Пикассо -
Художник, гений незабвенный.
Ах, как же кисть твоя легко
Отображала лик вселенной.

В тебе в гармонии сжились
Уравновешенность, жестокость.
Взлетали неуклонно ввысь
Любовь, влечение и похоть.

Неугомонность прошлых лет,
Несущая так много бед,
Читается в твоих полотнах,

Как в книгах красочный сюжет,
Где правдой дышит яркий бред,
В местах как тонет всё болотных.

Твой с балериной русской брак…
Семнадцать долгих лет союза,
Где десять лет - совместных благ,
А семь - совсем другая муза.

Вернее, много… много муз…
Опять влюблённый, как мальчишка,
Взвалив себе посильный груз,
Быть может, чуть хватил излишка.

Когда росли и сын, и дочь
Желанья не было помочь
Той, что законная супруга.

Срывался вновь куда-то прочь,
Средь бела дня узревши ночь,
Не взяв ни недруга, ни друга.

«Я не ищу. Я нахожу…».
Твои слова звучат жестоко.
«…Расставшись с женщиной, убью,
Как непристойности порока».

Те, полюбившие тебя,
Как бы проклятьем в наложенье,
Расстались с жизнями, крича
От боли, мук, изнеможенья.

Однажды говорила мать:
«Солдатом, пожелавши стать,
Блеск генеральских звёзд увидишь».

Ты отвечал: «Решил писать…
Конечно, для чего скрывать?
Стал Пабло Пикассо, как видишь».

Пабло Пикассо 

Антонов Валерий

О художнике Пикассо
будет помнить белый свет.
Он своим талантом массы
будоражил много лет.

Пабло Пикассо - 2 

Антонов Валерий

Рождён в испанской стороне,
но долго жил в Париже.
И неизвестно вовсе мне,
что было ему ближе.

Французам дорог ПикассО.
Испанцам люб ПикАссо.
А он прославил в жизни всё,
чего рукой касался. 

Путь в никуда... 

Валентина Гладыш 

Навеяно картиной П. Пикассо «Абсент»

Приятно, горячительно, опасно.
Тем завлекательнее для людей.
Немного выпьешь - жизнь прекрасна
И нет проблем и чёрных дней.

Абсент найти всегда возможно,
И даже в одиночку посидеть.
И нА сердце уже не так тревожно,
Не надо более о будущем скорбеть...

Всё просто. Скоро позабудешь
Что в этой жизни так и не сбылОсь.
И сам собой весьма доволен будешь.
Учись терпеть, раз жить пришлось... 

Склонились гОловы у женщин... 

Валентина Гладыш 

Навеяно картиной П. Пикассо «Свидание. Сёстры.»

Склонились гОловы у женщин
Над тайной общею. Греха
Теперь уж нет.Судьбой отмечен
Младенец будет. Не плохая
Ждёт жизнь его. Под тихим кровом
В монастыре приют найдёт,
А мать с божественным укором
По жизни далее пойдёт...
И вновь своим привычным делом
Займётся, про дитя забыв...
Чужим утехам слишком смело
Себя навстречу устремив..
Но что поделать...Безысходность
Опять причиною тому...
Частит по жизни беспородность,
Нет дела снова никому... 

Старый гитарист 

Валентина Гладыш 

навеяно одноимённой картиной П. Пикассо

Струны как нервы,
Пальцы всё помнят,
Дерзко и верно
Песню исполнил.

Вновь извлекает
Милые звуки.
Сердце рыдает,
Как при разлуке...

С жизнью прощаясь,
В быль не поверить,
Надо стараться
Счастье измерить...

Да, мы не вечны,
Старость приходит.
Всё скоротечно,
Время подводит... 

Пикассо

Владимир Мялин

Хрупкая девочка
на огромном шаре,
Как тебе, девочка, 
рядом с силачом?
Нет опоры, катится
предвечерний шарик.
Силачу нечуткому
время нипочём.

Он склоняет голову,
напрягает мышцы
плосковатой вырезкой,
опускает взгляд.
На арене круглой
неспокойно дышится.
И идут животные
передом назад.

Девочка на шаре 

Владимир Украинский 

Из цикла "Живопись и поэзия"

Розовый период у Пикассо
Заменил уставший голубой,
В творчество художника ворвался 
Жизнеутверждающий настрой.

Вместо одиночества - надежды,
Вместо страха - радость бытия,
В цвете нет страдания, как прежде,
И в палитре - свежая струя.

«Девочка на шаре» - первый опыт
Розовых тонов на голубом. 
Цирк бродячий темой беспокоит
Мир души художника родством.

На холсте два цирковых артиста:
Девочка - гимнастка и атлет,
Местность неприглядна и холмиста,
Неба тусклый грязно-желтый свет.

Серость окружающей природы
Подчеркнула бедность циркачей,
В вечности гастролей тают годы,
Труд, нужда, бессонница ночей.

Всё судьбой атлета пережито,
Мыслями он в прошлом и былом,
Куб в углу в цвет серого гранита
Для него и стул, и жизнь, и дом.

А девчонка в возрасте беспечном -
Незачем ей думать о судьбе,
У неё все в жизни бесконечно, 
Цирк - как праздник для неё в себе.

Шар не куб, в нем нет углов и граней,
Девочка на нем, как стебелек,
Для нее важнее всех желаний
Удержать баланс - учитель строг.

Грациозна руки изгибает,
Держит равновесия полёт.
Слава Богу, что пока не знает
Цирка ежедневный груз забот. 

Слава Богу! 
И Пикассо вносит
Нотки радости на полотно,
Аленький цветок девчонка носит
В волосах, как яркое пятно.

Бродит конь по полю безмятежно,
Женщина с ребенком на руках,
Он прижался ласково и нежно -
Свет надежды в этих мелочах.

Рядом дочка в ярко-красном платье 
И собачка возле ног семьи…
Сквозь нужду, тревогу и ненастье
Жизнь - родник пробьется из земли.

И опять бродячий цирк по свету
Будет колесить и день и ночь,
Веселить и радовать планету,
Прогоняя грусть с планеты прочь…

Розовый период у Пикассо
Заменил уставший голубой,
В творчество художника ворвался 
Жизнеутверждающий настрой.

Вместо одиночества - надежды,
Вместо страха - радость бытия,
В цвете нет страдания, как прежде,
И в палитре - свежая струя. 

Credo Пикассо 

Владислав Морев 

Искусство - Борьба с Пустотой,
Художник - Торреро на Ринге:
Он жертвует только собой - 
Кровь Жертвы пролив в Поединке.

Вот - Время! Пора развенчать
Красоты, Пропорции, Лики:
Мы учим Глаза не прощать - 
И слышать Безмолвие в Крике...

Мир Щрамов - и Кисть словно Нож
Пространство больное кромсает:
Она препарирует Ложь 
И Свет в Разложенье бросает.

Урок Анатомии Зла
Сильней Анатомии Плоти:
Незрелый - отводит Глаза,
Созревший - в смертельном Полёте...

Архаика Чувств, как Огонь,
Прорвалась из Тьмы и Пожарищ,
Сжигая Историю-Сон
В неистовом, страшном Кошмаре.

Свет ныне - на Службе у Тьмы,
Во Тьму удаляется Светоч - 
И в Мире, в Подобье Тюрьмы,
Бык мчится на красную Ветошь!..

К портрету Пабло Пикассо Женщина с веером

Елена Караганова

Ты, видно, женщина - иная,
Не просто с веером - другая.
Устала, в кресло опустилась.
Ты - женщина! И ты свершилась!
Звучит набат с небес, взывая,
Родилась женщина иная.
В кубическом своем обличии,
Забыв о муке и приличии,
Открылась миру и застыла.
Так женщина себя свершила.
И в уголках улыбка бездны.
Хоть взгляд коварен, мысли трезвы.
Родилась из ребра Ада
Лишь Ева, но не эта дама.
Ее создал Господь сначала.
Она ему в ночи шептала
И попросила об Адаме,
И Бог создал подарок даме.
Теперь на ложе восседая,
Сидит спокойная такая.
Устала после бала явно.
Так отдыхай! И будь ты славна!

Герника. Пабло Пикассо

Жанна Борисова

* Герника - испанский город, разрушенный бомбардировками немцев в 1937 году.

Крик войны - с рыданьями и воем -
Разлетелась жизнь на сто обломков!
Женщина, разорванная воплем,
Прижимает мёртвого ребёнка.

Нет ни неба, ни земли на свете,
Лишь пространство тёмного подвала.
За безумство символом в ответе 
Треуголка Бонапарта стала.

Перед Миром сорваны личины. 
Гитлеровских монстров проклиная,
Герники кровавые руины 

С полотна кричат, к сердцам взывая!
Девочка на шаре.

Пабло Пикассо

Жанна Борисова

Кисти чудо олицетворяло
Инь и Янь* - в пастэльных миражах.
Девочка на шаре исполняла
Хрупкий танец в голубых тонах.

Два различья - грация и сила.
Рук изгибы - лотоса цветок.
Акробат - основой мощной мира,
Девочка - изящный стебелёк.

А вдали, как у чужой планеты,
Разноцветных горных гребней склонь...
Растворились в дымке силуэты,
И пасётся белоснежный конь.

Голубка Пикассо

Ирина Черняховская

Без оливковой ветви голубка,
Не летящая ввысь, белая.
Словно символ мира - трубка,
Только гордая и смелая...

А на вид привлекает нежность,
Но характер, скажу вам, жестокий.
Так обманчива бывает внешность,
Нам напомнит вольер далёкий...

Разводил Матисс голубей миланских,
Подарил одного Пикассо.
Словно в гетрах они испанских,
Арагону мыслью в висок...

Увезли голубей в Валлорис,
Стали символом Конгресса мира.
А надежда, в голубке крОясь,
Мне дала для поэзии лиру...

Герника
Лида Костина

Художник Пабло Пикассо
Привёз в Париж свою "Гернику"*,
Искусством обжигая зло
В пожаре беспредельно диком.

Страданье, боль на полотне
В одном движеньи воплотились,
И жертвы, павшие в огне,
Стеной незыблемой сплотились.

Но супостаты вороньём
Крикливо в студию вбежали,
И тыча пальцем в полотно:
"Кто это сделал?"- вопрошали.

Бесстрашен был художника ответ,
Не дрогнул мускул, сохранив черты:
"Кто бойни роковой оставил след?
Ведь очевидно - это были вы!"

*"Герника" - картина Пабло Пикассо, причиной её создания стала бомбардировка города Герники германскими военно-воздушными силами в 1937 году.


Лабиринт. Минотавр П. Пикассо

Марина Барщевская 

Пущусь в лабиринт из былого и дум,
Ночами нещадно гнетущих
Слабеющий, мерно стареющий ум.
Дорогу осилит идущий.
Сквозняк ветерком коридор оживит
Желаний нескромных и жадных..
Ведь память о них в жилах кровь веселит,
Таких безрассудно-отрадных...
Но есть уголки,-проскочить захочу
Я их, не поддавшись настрою.
Сюда, в тупики, путь заказан лучу....
Ты здесь, Минотавр?... Я - спокоен... 

П. Пикассо. Свидание 

Марина Барщевская 

Мы вечер режессировать не будем,
А разыграем маленький экспромт,
Внезапный праздник средь постылых буден...
О том, что было, что нас ждёт потом, -
Ни говорить, ни думать...Наслаждаться
Реальною секундой бытия....
Но только время норовит умчаться,
Коварно прихватив с собой тебя.
Остановить мгновенья сил не хватит.
Мелодия любви так коротка!
А тема разорвавшихся объятий
Печальна так же, как и высока.... 

Пикассо. Портрет Хохловой 

Марина Барщевская 

Силуэт нахохленной Хохловой
С чёрной птицей, вестницей беды.
В них одно дыханье и основа -
Угловатость позы и судьбы.
Не сродни им белый голубь мира,
Нет пересеченья плоскостей, 
Где в одном владычествует лира, 
А другая - царствие кистей.

Девочка на шаре 

Натали Наумова 

Фантазия к картине "Девочка на шаре" художника Пабло Пикассо (1905г).

Тростинкой - девочка на шаре,
На кубе "куб"- гимнаст...
"Парад алле" не нужен паре -
Их выход без прикрас.

Они бродяги - акробаты.
То здесь они, то - там.
В кибитке быт их небогатый,
Разъездов череда.

Живут свободно, словно птицы,
Их беден реквизит.
А по ночам дорога снится
И колея в грязи...

Им площадь города - арена.
К ней- ширма из холста...
Здесь и кулисы , здесь и сцена...
Восторгов голоса...

Опять и вновь... Под взглядом брата,
/Держи, сестра, баланс.../
Кураж ! Повтором многократным
На шаре вальс... И ...раз...

Брат - акробат.Могуч, надёжен,
Как крепости стена.
Они не ровня, но похожи -
Судьба у них одна...

Обычный час для репетиций.
Рассвета тишь окрест.
Пусть город спит, лишь им не спится -
Не прост артиста крест...

Эту знаменитая работа художника - предвестник кубизма. Картина отличается удивительным сочетанием геометрических форм предметов и человеческих фигур. Картина пронизана контрастами, противопоставлениями. 

Пикассо 

Наталья Солошенко 

Создатель неоклассицизма,
Кубизма и сюрреализма
Был многолик, как Новый век,
И символом его творений
Стал современный человек.
Идя своим путём в искусстве-
Познанья формы, сути вещей,
Он создал мир иной , по сути,
В манере отражения страстей.
В его полотнах отразился
Его героев антураж:
Портрет Воллара,
"Авиньонские девицы",
Где стиль кубизма,
Автопортрет, как шарж.
В манере неоклассицизма:
"Влюблённые", детский портрет,
"Мать и ребёнок", Ольга в кресле-
Как незатейливый сюжет.
Его герои хоть не святы,
Но в вечном поиске мечты,
И эта "Девочка на шаре"-
Как символ хрупкой красоты.

В противостоянье бедствиям фашизма,
Угрозе миру, ужасам войны
Он написал шедевр сюрреализма
Во имя жизни и весны... 

Линия Пикассо

Николай Сыромятников

Впивается линия в тело,
Она же и строит его,
Она сокровенно запела
Мелодию первых богов.

И ты уже в плоскости мифа,
И взглядом целуешь модель,
И фавна певучая рифма
Ложится штрихом на постель.

В ней запахи плоти и крови, 
Любви созерцательной плен.
Задремлют мохнатые брови
На пышных вершинах колен.

Границы живительной тайны,
Что линия та обвела,
Касаясь округлого стана,
Забыли отныне слова.

Кентавра лохматая шея, 
Стихия зрачков и рогов,
А Муза опять хорошеет,
Не помня друзей и врагов.

Рождаясь как суть - лаконично, 
Она безупречна во всём...
Да, линия - это первично
Где маятник невесом.

И если на шею кентавра
Накину тугое лассо -
Не бейте ни в бровь, ни в литавры -
Вините во всём Пикассо.

Девочка на шаре 

Ольга Альтовская 


Гора-атлет, дитя-тростинка…
Видать, художник был в ударе,
Запечатлев в веках картинку,
Увидев девочку на шаре.

Какая музыка в контрасте!
В созвучье - грация и сила.
Меня в безоблачное счастье
Несла мечта и уносила

Под купол радужного света,
Под оркестровые раскаты -
Туда, где звери и атлеты,
И клоуны, и акробаты.

Туда, где всё парадоксально
И радостно-непостижимо;
Где понарошку вздох печальный,
А труд и блеск - нерасторжимы;

Репризы смелы и опасны,
Как антилопа с тигром в паре,
И притягательно прекрасны
Силач - и девочка на шаре. 

Стакан абсента 

Ольга Альтовская 

Душно, жарко. Небо в туче.
Бесконечна тишина.
Что за вечер невезучий:
Я - свободна и - одна!
Незаслуженно. Обидно.
Я курю и пью вино.
Опускаюсь... Очевидно,
Тихо падаю на дно.
Жижа горькая в стакане…
И на залежах песка -
В затуманенном сознанье -
Ничего, одна тоска.
С горячительных вливаний
Душат слёзы. Бьётся в грудь
Тошнота переживаний,
Снизу поднятая муть.
Из-за пазухи оконной
Будто выпала луна
И сказала с миной сонной:
«Ты бессовестно пьяна».
По кусочкам и не сразу
Мысли связываю нить,
Изрыгая в муках фразу:
«Всё. Завязываю пить».

* Иллюстрация П .Пикассо "Любительница абсента"