Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из rрупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».
Самые известные картины - «Благовещение» (1475), «Мадонна Бенуа» (1481), «Мадонна Литта» (1482), «Дама с горностаем» (1490), «Тайная вечеря» (1498), «Мона Лиза» (Джоконда) (1516).Список изобретений, как реальных, так и приписываемых Леонардо да Винчи: парашют, колесцовый замок, велосипед, танк, лёгкие переносные мосты для армии, прожектор, катапульта, робот, двухлинзовый телескоп.
Дама с горностаем
Агапи-Галина
Интересная история вполне:
При Миланском, при дворе
Написан портрет Сесилии:
Хрупкая девушка, тонкие линии
- изящества и чистоты,
Мягкие и нежные черты!
Здесь столько доброй простоты:
Чуть в сторону поворот головы,
Словно в томном ожидании,
Придают особое очарование,
Отведённый от зрителя взгляд,
Строгость причёски, испанский наряд,
На голове прозрачный чепчик,
жемчуг украшает шею, плечи!
Леонардо да Винчи
Анатолий Чигалейчик
В горах Италии Тосканы
Есть городок с названьем Винчи,
Там в доме сложенном из туфа,
Рождён был Леонард да Винчи.
Мать Леонардо - Катерина,
Её утрачена картина,
Таверну в городке держала,
И тайно сына нагуляла.
Отец - нотариус Пьеро,
А вот о детстве Леонардо
Нам неизвестно ничего.
В пятнадцать лет у Леонардо
Отец талант вдруг распознал,
И в мастерскую к живописцу
Учиться сына Пьер послал.
Шесть лет учился Леонардо
У дель Верокки мастерству,
И вот теперь он сам художник,
Творить придётся самому.
Жизнь Леонардо уникальна,
Сначала Медичи служил,
Но тот художника обидел
И в список мастеров известных
Для Ватикана не включил.
Тогда обиженный художник,
Уехал навсегда в Милан,
Где при дворе синьора Сфорца
Возглавил шумный балаган.
Он череп лошади в оправе
В большую лютню превратил,
Чудесным звуком инструмента
Всех Леонардо удивил.
В Милане разные машины
Да Винчи тайно рисовал,
И строить их на деньги Сфорца
Он безуспешно предлагал.
Потом пророчеством увлёкся,
Потоп всемирный рисовал,
Но как-то раз ему сам Сфорце
Сюжет библейский подсказал.
Картину « Тайная вечеря»
Стал Леонардо рисовать,
В монастыре Санта Марии
Христа стал гений прославлять.
Пятнадцать лет писал картину,
Шедевр нам трудно тот судить,
Тринадцать человек не просто,
За стол трапезный разместить.
Ученики Христа все в нимбах
Тревожно на Христа глядят,
Без нимба лишь один Иуда
Пытается свой спрятать взгляд.
Сжимает кошелёк с деньгами,
И ставит соль перед собой,
Беду Иисусу предрекает
«Тебя предаст, Христос, любой».
В конце войны шедевр да Винчи,
Принял такой плачевный вид,
Картина стала осыпаться,
Но тут маэстро Паучелли
Буквально чудеса творит,
Он живописный слой щеллаком
На стенке древней закрепил
За восемь лет своей работы
Он вновь шедевр восстановил!
Но лишь в картине « Мона Лиза»
Всех Леонардо поразил,
В прозрачной дымке атмосферы
Он даму грёз изобразил.
Но прежде зрителя чарует
Лицо с загадочной душой,
С такой божественной улыбкой,
Как будто мир у ней иной.
Она как Леда - мать Елены,
Познавшей древней Трои стены,
А может мать Марии - Анна,
Для зрителей большая тайна.
Есть много копий Моны Лизы,
Но подлинник всего один,
Его в Америке далекой,
Купил богатый господин.
А после смерти Леонардо
Был похоронен в Амбуазе,
На старом кладбище - лобазе,
Среди вельмож и королей.
Но в суматохе бурных дней,
Войн гугенотских, революций,
Пришло кладбище в запустенье.
Чернь стала грабить погребенья.
Перемешали мёртвых кости,
И все забыли о погосте,
И лишь поэт Арсен Осей,
Романтик в юности своей,
Решил из погребальной ямы
Останки гения найти,
Ему часовню возвести,
Извлёк из ямы крупный череп,
И кости крепкие на вид,
Экскурсоводы объясняют,
«В часовне Леонард лежит».
Примечание: Спустя три столетия после смерти Леонардо, возникла последняя мистерия, связанная с его именем. Это могут быть кости двух или более людей.
Арсен Геодаков
15 апреля 1452 года - 560 лет со дня рождения великого итальянского художника Леонардо да Винчи
В три часа ночи в субботу
В небе Италии звёзды
Словно пророчили чудо,
Что-то великое будет.
В тихом селе Анкиано
Мальчик родился желанный
В доме простом, небогатом,
Назван он был Леонардо.
Знал ли нотариус Пьеро,
Что станет сын его первый
Символом этой эпохи?
К цели вели его боги.
Были таланты и позже,
Но что создал тот художник,
Стало бессмертным наследьем,
Смотрит на нас сквозь столетья.
Мадонна
Валентин Клементьев
Мадонна с младенцем висит на стене,
Я образ увидел ее в глубине,
В рамке картины идиллию карм
И лик совершенства - божественный храм.
На нежных плечах перекинут платок,
Над сыном свисает волос - завиток.
Инстинкт материнства овеян добром,
Хранит ее ритм спокойствия - дом.
И ангельский нимб окружает лицо,
Окутано духом ее естество.
В глазах торжество, пышность грации форм,
Любви умиленья - устойчивых норм.
Несет ее взгляд исцеленья поток,
Души безмятежности, веры - исток.
Она чудотворна, прекрасна, мила,
Склонившись в руках, держит тихо Христа.
Лишь приоткрыта застенчиво грудь
И сын в колыбели сокровища - суть.
Сюжет благородства, достойный пера,
Здесь сам Рафаэль, его краски, игра;
Поистине чудо творения рук,
Времен ренессанса истории - круг.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем
Вера Балясная
О, эта дама с горностаем, -
Она рукой зверька ласкает.
В ней смелость, красота и сила-
Открытый взгляд, прямой и милый...
И неразгаданная тайна...-
Зверька ведь держит не случайно...
И не постичь, как не старайся,-
В века унёс загадку Мастер..
Как знать, что горностай скрывает…*
Ответа нет - он в лету канул…
Горда, умна, прекрасна дева-
Себе, конечно, знает цену!
Нам остаётся восхищаться-
Её портретом любоваться…
*Есть версия, что модель беременна, а зверёк прикрывает её живот
Панегирик Леонардо да Винчи
Евгений Глушаков
Довольно ворчать! Не обязаны все
Хвалить чудака Леонардо:
Кому-то милее кулёк монпансье,
Кому-то автографов надо.
И всё же не станем беднягу срамить,
Привстав на музейном карнизе,
Хотя предпочли б заводских крановщиц
Хорошенькой Монночке Лизе.
Не станем глумиться над тем, кто убог,
Кто ради восторженной встряски
Не худо попить и попраздновать мог,
Но время потратил на краски.
Да Винчи, ура! Не откажем ему
В конструкторской славе и чести:
«Калаш» измышлял, но не далось уму,
Склепал же, однако, винчестер?
Дама с горностаем. Леонардо да Винчи. 1489-1490
Елена Казанцева 4
- Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
- Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.
Бернардо Беллинчионе
Прекрасны утонченные черты,
Весь облик, полный юной красоты,
И взор ее не обращен на нас -
Такой прием художник всем припас*.
Вот трепетная девичья рука
Поглаживает шкурку у зверька.
Прижался горностай к ее груди -
В волнении красавица глядит
Куда-то мимо нас, и не понять,
Что так могло ее разволновать.
Святой как будто предстает, но есть
Любовник у нее. Такую честь
Миланский герцог Сфорца оказал,
А век ушедший это допускал.
Здесь горностай - как символ чистоты**,
Чечилия - Мадонна из мечты***.
* - немаловажной отличительной особенностью картины является положение девушки со зверьком: ее фигура изображена в три четверти, а глаза направлены в сторону, то есть не смотрят на зрителя. Это своеобразное открытие принадлежит Да Винчи.
** - кроме того, горностай по-гречески звучит как «гале», что весьма созвучно с фамилией Галлерони.*** - Предполагают, что девушка, изображенная на картине, является фавориткой Лодовико Сфорца Чечилия Галлерони. Как раз в годы написания картины Леонардо находился на службе у герцога.
Елена Саммонен
Он - человек иного склада,
Был близ Флоренции рожден.
Красавец сын, отца отрада.
Удел судьбы его решен.
Кто гениален от рожденья?
Чья мать крестьянкою была?
Его шикарные творенья
Так обессмертила судьба!
Про щит медузы есть легенда,
Что он Милан однажды спас.
Заката розовая лента
Несла всем сумеречный час.
В ночи рисует «Мона Лизу» -
В ней есть загадка и печаль.
И приступает вновь к эскизу
«Машины-птицы», глядя в даль.
Рисунки черепов в работе:
Ему всегда все надо знать.
Но и на этой чудной ноте
Его трудам никак не встать.
Пиров придворных оформитель,
Создатель фресок и картин.
Он входит в замок, как в обитель,
Такой творец в стране один.
О, Леонардо! Превзошел ты
Отца искусства Веррокью.
Твои камзолы златом шиты,
Тебя ждут ангелы в раю.
Ты умирал в кругу шедевров
И на руках у короля.
И среди множества портретов
Блуждала томно смерть твоя.
Да Винчи - вестник Возрожденья,
Его Бог в руки целовал.
И от момента сотворенья
Его талант не угасал!
Да Винчи
Наталья Солошенко
Сквозь столетья Мона Лиза
Улыбаясь смотрит вдаль.
Нет в ней женского каприза,
Только нежность и печаль.
Тихий взор её бесстрастен
И таинственно глубок.
Эту тайну понял Мастер,
Эту тайну знает Бог.
Все напасти и сюрпризы
Смоет времени река...
Только тайна Моны Лизы
Остаётся на века.
Оскар Хуторянский
Для Леонардо рисование
Было не просто самоцель,
В нём отражение его знаний
И поиск истин жизни всей.
Считалось "art" тогда "искусством",
Ну как искусство врачевать.
Считал он, что понять всё нужно
И лишь потом лишь кисть поднять.
Природу видел он единой -
По нашему - "системщик" был.
К идее этой приходила
Наука сотни лет и зим.
Не получил образования.
Лишь любознательность его
Расширила границы знаний -
Вопросы ставил, как никто.
Ещё считал воображение
Одной из самых главных черт,
Порой важнее вдохновения -
Тому он главный был пример.
Не обучали гуманистов
Искусству кисти и пера,
Но тяга к знаниям и к жизни
Им дар божественный дала.
Секрет Леонардо
Руби Штейн
Ни роскошь, ни власть, ни богатство, ни слава
Не привлекали его...
Чувства и ум одна страсть обуяла,
Духом его завладев целиком...
Мыслью охватывать видимый мир,
Взглядом широким с глубокой симпатией,
О сущности света, земли и светил -
Хотелось узнать основательней...
Постичь человека, в нём скрытую душу,
Что изнутри управляет украдкой...
Дух гармоничный и всемогущий,
Смысл придающий всему и порядок...
То, что чарующей силой искусства
Им завоёвано будет прекрасного...
С людьми разделил бы он с радостным чувством -
Мечта Леонардо... с юности страстная...
...Приснился ему как-то сон, ставший вещим:
Что ищет он тщетно сквозь чащу проход...
Видит вдруг рядом прекрасную женщину...
Та дожидалась его, в свой черёд...
Справился он: - «Есть ли путь через чащу,
Заросли сплошь, куда только ни гляну!»
Она повела его... тропкою петляющей,
Вышли вдвоём... на чуднУю поляну...
Оттуда виднелась гора высоченная
В пещерах глубоких, с отвесными склонами...
«КтО ты?» - спросил Леонардо ту женщину.
«Природа» - ответ был её однословный...
Она же... на деле... была той богиней,
Что прОклята в средние веках и отвергнута;
Все предавались Богу всевышнему,
Стремиться душе... вроде больше-то некуда...
А идол рвалсЯ преисполнен гордыни,
К первому месту в мыслях людских,
Внешне меняясь... Вот с этой «богиней»...
Юноша в снах повстречался своих...
Та... за два века сменила чуть облик,
Выросла, стала суровой и гордой...
И, утверждаясь в своей новой роли,
Представилась даже... Природой...
Жестом царицы она обвела...
Тёмную землю в сияющих сферах,
Скрывалась до жути бескрайняя мгла,
За странной игрою тени и света.
Потом продолжала: - «Тебе я раскрою...
Все чудеса, они все... - в моей власти,
Но выдвигаю лишь только условие:
Будешь любить меня пламенной страстью...
Своей никому не отдашь ты души...»
- «КтО ты? - повторно спросил Леонардо,
- Будет пустой... моя жизнь без любви...»
«Наука... - шепнула она благодарно...
- Бурь избегай, бойся женщин, тем боле!
Себе постарайся хозяином стать,
ТогдА тайный смЫсл вещей сАм откроешь...
О чём ещё можно, признайся, мечтать?
Но заключи в своём сердце всю волю...
А на уста... не забудь-ка... печать...
Силы любые прибудут с любовью,
Но, как в могилу, секрет этот прячь!»
***********************************************************************
Благовещение Леонардо да Винчи
Улекса фон Лу
Благая весть.Архангел Гавриил,
коленопреклоненный пред Марией,
он с лилией - божественностью сил
небесного в земном, природы крыльев.
Мария вестью той поражена,
что избрана Святым Господним оком,
Святого духа в будущем жена,
призванием одарена высоким!
Затишие в пейзаже, нет ветров,
взмолились небу кисти кипарисов,
здесь взгляды, жесты - звуки Божьих слов,
и замерла Мария в буре мыслей!
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1485-1490
Иван Есаулков
Молодую Галлерани*
Знали все тогда в Милане:
И красива, и умна,
А для Сфорца - не жена,
Фаворитка. Но позора
В этом нет. Была синьора
Благородной, но простой,
Чуть ли даже не святой!
В эти годы позволяли
Связь их правила морали -
Та была одной из "тайн"...
Притаился горностай
На груди. И вот улыбка
Тронула довольно зыбко,
Мягко ямочки у рта...
Привлекают красота,
Поза дамы, не простая.
Нежно гладит горностая,
Белоснежного зверька,
Осторожная рука!..
* На портрете изображена Чечилия Галлерани, любовница миланского герцога Лодовико Сфорца.
Леонардо да Винчи. Картина Мадонна в скалах
Надежда Никищенкова
Так странен облик твой,
мадонна, в скалах...
И как ты, бедная,
с Христом туда попала?..
Как там
с улыбкой милою
цветком ты расцветаешь
и Анне в разговорах
так внимаешь,
как будто
повод есть
особый для веселья
и воздух фиолетовый,
как зелье,
пьёшь между скал
вся таинством полна!
Царит средь скал
духовная весна!!!
Мадонна с цветком. Мадонна Бенуа
Иван Есаулков
В своей картине небольшой
Художник написал Мадонну,
Изобразил Её с душой,
Когда Она глядит влюблённо,
С улыбкою, на Малыша,
Сияя счастьем материнства.
Мать молодая хороша!
И наблюдаем мы единство
Марии-Девы с Малышом:
Нам свет увидеть позволяет,
Как Он играет со цветком,
А Мать за этим наблюдает.
Как видно, незнаком предмет
Христу: Он занят лепестками...
Через окно пролился свет
На две фигуры перед нами.
Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). 1478-1480
Так странен облик твой,
мадонна, в скалах...
И как ты, бедная,
с Христом туда попала?..
Как там
с улыбкой милою
цветком ты расцветаешь
и Анне в разговорах
так внимаешь,
как будто
повод есть
особый для веселья
и воздух фиолетовый,
как зелье,
пьёшь между скал
вся таинством полна!
Царит средь скал
духовная весна!!!
Мадонна с цветком. Мадонна Бенуа
Иван Есаулков
В своей картине небольшой
Художник написал Мадонну,
Изобразил Её с душой,
Когда Она глядит влюблённо,
С улыбкою, на Малыша,
Сияя счастьем материнства.
Мать молодая хороша!
И наблюдаем мы единство
Марии-Девы с Малышом:
Нам свет увидеть позволяет,
Как Он играет со цветком,
А Мать за этим наблюдает.
Как видно, незнаком предмет
Христу: Он занят лепестками...
Через окно пролился свет
На две фигуры перед нами.
Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). 1478-1480
Мадонна Литта
Александр Норенков
Святой сюжет создал маэстро.
"Мадонна Литта" - дар времён!
Работу он исполнил честно,
Он был для этого рождён.
Мария Сына грудью кормит,
На Мать Он личиком похож.
Очей Она с Него не сводит,
Уж очень Он собой хорош.
Живые взгляды, человечность
Художник кистью передал.
На древе, темперой, навечно
Он образ светлый воссоздал.
Картина жизнью увлекает,
Небесный в окна льётся свет.
Мадонна Сына обнимает,
Таков Отца Его завет.
В руке Младенец птичку держит,
Глядит растерянно на нас.
А Мать, ладонью, спинку нежит.
Она задумчива в сей час.
Великий зодчий, Леонардо,
Талант свой людям подарил.
За это он себе в награду
Святую память заслужил.
Прекрасно мастера творенье,
Любовь в нём вечная живёт.
Всему начало - свет, рожденье!
Кто любит, верит - тот поймёт!
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1485
Иван Есаулков
Мать и Дитя! Чудесная картина!
Фигуры освещает мягкий свет.
И кормит грудью маленького Сына
Прекрасная Мадонна юных лет.
Скосил свой взгляд на зрителя Младенчик,
И тот проник до самых до глубин.
В руке Христа едва заметен птенчик
Как символ, что Младенец - Божий Сын*.
На лёгкую улыбку намекает
Нам в уголках губ материнских тень,
Лицо и тельце у Христа ласкает
Почти неуловимо светотень.
Грядущее для Матери открыто,
И потому Её печален вид...
Любуется Христом Мадонна Литта
И с ласкою и нежностью глядит.
* Птенец - один из атрибутов Сына Божьего.
P. S. Ещё раз о Мадонне Литте
Небесный в окна льётся свет.
Мадонна Сына обнимает,
Таков Отца Его завет.
В руке Младенец птичку держит,
Глядит растерянно на нас.
А Мать, ладонью, спинку нежит.
Она задумчива в сей час.
Великий зодчий, Леонардо,
Талант свой людям подарил.
За это он себе в награду
Святую память заслужил.
Прекрасно мастера творенье,
Любовь в нём вечная живёт.
Всему начало - свет, рожденье!
Кто любит, верит - тот поймёт!
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1485
Иван Есаулков
Мать и Дитя! Чудесная картина!
Фигуры освещает мягкий свет.
И кормит грудью маленького Сына
Прекрасная Мадонна юных лет.
Скосил свой взгляд на зрителя Младенчик,
И тот проник до самых до глубин.
В руке Христа едва заметен птенчик
Как символ, что Младенец - Божий Сын*.
На лёгкую улыбку намекает
Нам в уголках губ материнских тень,
Лицо и тельце у Христа ласкает
Почти неуловимо светотень.
Грядущее для Матери открыто,
И потому Её печален вид...
Любуется Христом Мадонна Литта
И с ласкою и нежностью глядит.
* Птенец - один из атрибутов Сына Божьего.
P. S. Ещё раз о Мадонне Литте
Сергей Неверской
Все очарованы улыбкой Моны Лизы,
и как-то вроде бы уже она забыта.
её увидеть- вам не надо визы,
она у нас, в стране - "Мадонна Литта"!
Ровесница похода Христофора*,
бывает поднимают вновь вопрос,
найдётся ли судья такого спора:
пропорции не те, не тот Христос.
Так мало Леонардо есть картин,
всего четырнадцать, любой Вам скажет.
Где есть шедевр, хотя бы и один?!
А мы имеем два- все в Эрмитаже.
Что создавал маэстро Ренессанса,
не унесла в небытие забвения река,
имеет ли кто ныне каплю шанса,
чтоб вспоминали и его через века?!
Все очарованы улыбкой Моны Лизы,
и как-то вроде бы уже она забыта.
её увидеть- вам не надо визы,
она у нас, в стране - "Мадонна Литта"!
Ровесница похода Христофора*,
бывает поднимают вновь вопрос,
найдётся ли судья такого спора:
пропорции не те, не тот Христос.
Так мало Леонардо есть картин,
всего четырнадцать, любой Вам скажет.
Где есть шедевр, хотя бы и один?!
А мы имеем два- все в Эрмитаже.
Что создавал маэстро Ренессанса,
не унесла в небытие забвения река,
имеет ли кто ныне каплю шанса,
чтоб вспоминали и его через века?!
*Христофор Колумб
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря /1495 – 1498/
Владимир Гусев Тульский
Путь Господа познать необходимо,
Похожий на сражение со злом!
В просторном доме Иерусалима.
Иисус с учениками за столом.
А на столе - вино, еда простая.
Апостолы сидят к плечу плечом.
Они о Царстве Божием мечтают.
Господь уж не мечтает ни о чём.
Он знает всё, что с Ним должно случиться:
Пришли к концу Его земные дни.
Он видит перекошенные лица,
Людей, кричащих палачу: «Распни!»
Тот жуткий крест. Его Он не боится, -
Ведь суждено Ему сквозь ад пройти.
Страшат лишь перекошенные лица,
Людей, которых Он пришёл спасти!
Они Его явить просили чудо,
И Он являл им чудеса добра…
Его Любимый ученик, Иуда
Продаст Христа за горстку серебра.
А, впрочем, не в монетах даже дело,-
У негодяя логика проста:
Всегда душа предателя хотела,
Хотя бы в чём-то превзойти Христа!
Гордыня - мать греховных побуждений,
Таит она в себе смертельный яд.
Бездарность ты иль настоящий гений,
Порвёшь ты с БОГОМ! Нет пути назад! …
Спаситель за столом сидит в печали,
И дышит в спину Господу беда.
Но боль Его никто не замечает
Ведь это Он других лечил всегда!
Беспечным разговором занят каждый,-
Все в предвкушенье праздничного дня.
Но миг настал, сейчас Спаситель скажет,
«Один из вас решил предать меня!»
Апостолы тех страшных слов не ждали,
Но в людях так грешны душа и плоть…
Иуда ухмыльнётся: «Уж, не я ли?»
« Ты сам сказал», - вздохнёт в ответ Господь.
---
Коль ты живешь гордынею и блудом,
И совесть перед Богом не чиста,
Найди ответ: «Не тот ли ты Иуда,
Что продаёт за горсть монет Христа?»
Пока ещё не знаешь ты печали,
Но, всё-таки один тебе совет:
Перед иконой встань, спроси: « Не я ли?»
«Ты сам сказал!» - услышишь ты в ответ.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1498
Владимир Гусев Тульский
Путь Господа познать необходимо,
Похожий на сражение со злом!
В просторном доме Иерусалима.
Иисус с учениками за столом.
А на столе - вино, еда простая.
Апостолы сидят к плечу плечом.
Они о Царстве Божием мечтают.
Господь уж не мечтает ни о чём.
Он знает всё, что с Ним должно случиться:
Пришли к концу Его земные дни.
Он видит перекошенные лица,
Людей, кричащих палачу: «Распни!»
Тот жуткий крест. Его Он не боится, -
Ведь суждено Ему сквозь ад пройти.
Страшат лишь перекошенные лица,
Людей, которых Он пришёл спасти!
Они Его явить просили чудо,
И Он являл им чудеса добра…
Его Любимый ученик, Иуда
Продаст Христа за горстку серебра.
А, впрочем, не в монетах даже дело,-
У негодяя логика проста:
Всегда душа предателя хотела,
Хотя бы в чём-то превзойти Христа!
Гордыня - мать греховных побуждений,
Таит она в себе смертельный яд.
Бездарность ты иль настоящий гений,
Порвёшь ты с БОГОМ! Нет пути назад! …
Спаситель за столом сидит в печали,
И дышит в спину Господу беда.
Но боль Его никто не замечает
Ведь это Он других лечил всегда!
Беспечным разговором занят каждый,-
Все в предвкушенье праздничного дня.
Но миг настал, сейчас Спаситель скажет,
«Один из вас решил предать меня!»
Апостолы тех страшных слов не ждали,
Но в людях так грешны душа и плоть…
Иуда ухмыльнётся: «Уж, не я ли?»
« Ты сам сказал», - вздохнёт в ответ Господь.
---
Коль ты живешь гордынею и блудом,
И совесть перед Богом не чиста,
Найди ответ: «Не тот ли ты Иуда,
Что продаёт за горсть монет Христа?»
Пока ещё не знаешь ты печали,
Но, всё-таки один тебе совет:
Перед иконой встань, спроси: « Не я ли?»
«Ты сам сказал!» - услышишь ты в ответ.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1498
Владимир Нехаев
Сюжет известный:
Тайная вечеря.
Христос Апостолам сказал:
- Один
Меня предаст…
Они все вздрогнули,
К себе слова примеря:
- Не я ли?!!
…Чувств и мыслей пласт
Художник зрителю
У фрески предлагает,
Сюжет
Евангельский
Пред нами оживает,
Мы видим :
Все в движенье за столом,
Его слова
Все бурно обсуждают,
Кроме Него никто
того не знает :
Случится
Что-то важное потом….
Апостол Петр,
Он слева, пятый с краю,
Клянется в верности
И не жалеет слов,
Христос Петру спокойно отвечает:
- Ты трижды отречешься,
Что не знаешь
Меня,
Откажешься,
До третьих петухов…
И лишь Иуда , отведя глаза ,
Картинно спросит тоже:
- То не я ?
Христос ответит:
- Это ты сказал…
Земной готовился
Христу финал…
… Что ж, Леонардо всех нас удивил!
Сюжет известный:
Тайная вечеря.
Христос
Про злой поступок объявил
И, уходя,
Открыл всем людям
двери
В таинственный и новый светлый мир,
К добру и вечности,
К надежде, силе, вере!!
Леонардо да Винчи «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» 1495-1498 460 Х 880 см, Монастырь Санта-Мария делле Грацие, Милан
Картина (фреска) почти девятиметрового размера написана по сухой штукатурке, поэтому краски осыпаются,но даже иллюстрация поражает глубиной проработки сюжета и образов,динамикой происходящей сцены...
Иуда сидит по правую руку от Христа.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1497
Иван Есаулков
Выдвинут на зрителя
Длинный стол.
Скатерть золотистая
И посуда.
У Христа отсутствует
Ореол.
И среди апостолов
С ним Иуда.
И сказал Спаситель всем
В этот час
(Озарял Его лицо
Свет Небесный),
Что средь них окажется
И предаст
Тот, кто поступает зло
И нечестно.
Иоанн* словами был
Поражён,
И лицо его печаль
Выражает.
Рядом с ним сидящий Пётр
Возмущён,
Правая рука его
Нож сжимает.
И о чём-то меж собой
Говорят,
Энергичны мимика
И движенье.
А Иуда ко столу
Был прижат**,
Обособлен от других
Серой тенью.
И ничто не выдаёт
Божества,
Словно рядом - человек,
Не Спаситель...
Сказаны пророчества
Им слова,
Потому печален, тих
Их Учитель...
* Иоанн, любимый ученик Христа, сидит по правую руку от него. Он наклонился к Петру, что-то ему шепчущему.
** Иуда зажат между Петром и столом. Он пристально смотрит на Христа.
Леонардо да Винчи
Юрий Резников 2
Его имя пять столетий
Будоражит ум людей.
Гений Леонардо светит
Сквозь века до наших дней.
Скульптор, зодчий и философ,
Живописец, инженер,
Охватил он тьму вопросов,
Был во многом пионер.
Мастер он непостижимый,
Добирался до глубин.
Всепознанием движимый,
Ко всему он шел один.
Он без устали работал,
Человечеству служил.
И святая есть забота:
Все сберечь, что он открыл.