06.07.2017

Художники ИМПРЕССИОНИСТЫ *

Импрессионизм (impression - впечатление) - одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции и распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Представители импрессионизма - Альфред Сислей, Берта Моризо, Ван Гог, Камиль Писсарро, Клод Моне, Константин Коровин, Огюст Ренуар, Поль Гоген, Поль Сезанн, Эдгар Дега, Эдуард Мане и др.

Импрессионисты

Андрей Ивонин

Май. Цветение сирени.
Пахнет свежестью земля.
Небо, солнце, свет и тени,
маки, крыши, тополя.
Ранним утром на пленэре,
взяв этюдник и мольберт,
в Буживале и в Аньере,
или в Эксе, например,
за фиксацией мгновений,
чтобы только бы успеть
ворох новых впечатлений
на холсте запечатлеть.
Ощутить их в полной мере,
поспешим скорей сюда.
Здесь, друзья, в Ла Гренуйере
плещет золотом вода.
Здесь, как музы на Парнасе,
женщины - лови момент!
У мамаши Клэр в запасе
есть кальвадос и абсент.
Ярче день и небо ближе.
Аржантёй и Пти-Женвиль.
Ведь отсюда до Парижа
лишь каких-то восемь миль.
Полчаса - всего лишь - тряски.
Рельсы, шпалы, поезда.
Только кисти, только краски.
Только солнце и вода.

Облака глядятся в окна.
Мутной Сены берега.
Еще влажные полотна
Ренуара и Дега.

Импрессионизм

Верат Олоз

Рассеянная сила впечатленья
От мерного мерцания небес,
Где каждой точки частное свеченье
Активнее, чем в целом весь процесс,
Легла на холст раздельными мазками,
Разрозненными брызгами цветов,
Где каждой капли цветовой сиянье
Сильней, чем слитность общая тонов.
Этюд, набросок, чистый частный случай
С лучом заблудшим в лабиринтах призм,
И выжившим, и ломкости живучей
Предвосхитившим импрессионизм.

Художники жили - Моне и Мане

Елена Казанцева 4

Художники жили - Моне и Мане,
И даже дружили - понятно вполне.
Профессия часто сближает людей,
У них было много похожих идей.

Они в девятнадцатый век родились,
И с ними родился импрессионизм,
В который Моне и Мане принесли
Живую струю впечатлений своих.

Однако, для зрителей ясности нет:
На чей же мы смотрим, однако, сюжет?
Меж тем, скажет вам любой искусствовед,
Что скрылся в вопросе намек на ответ.

Сюжет у Моне - это чаще пейзаж,
Сады и цветы, а, возможно, и пляж.
В картинах Мане многолюдно порой,
Пейзаж отступает на план на второй.

В картинах Моне строгих контуров нет.
Его занимают свет, тени и цвет.
Широкие кистью наносит мазки,
Пейзажи воздушны Моне и мягки.

В работах Мане мы увидим объем,
И несколько планов - особый прием.
Реальны фигуры и лица людей.
Полотна теперь различим мы друзей!

Импрессионисты

Ник Мамаев

Открыли миру глаз, и полетели стаей
Курбе, Моне, Гоген, Сислей и Писсаро.
Вмиг краски ожили, и публика в них тает,
Готова танцевать, жизнь ставить на Зеро.

Цвет ожил вмиг - роскошным стало море.
Ланиты, женщины - весенняя купель!
В обилии цветов не видно больше горя.
Хоть на дворе зима, а на Душе капель.

Высокий стиль люблю, безмерно обожаю.
Искусство обольщать известно мне давно.
Жизнь знаю через вас, а темпы ни снижаю.
Прекрасен идеал - Моне, Ван-Гог, Редон.

Впечатление 

Ольга Альтовская

Репродукции в альбоме -
Время импрессионистов:
И - ничто не важно, кроме
Этих дней прозрачно-чистых,
Тихих улочек старинных,
Зыби воздуха над Сеной…
Остановлен миг в картинах,
И прикован взгляд мой пленный
К неожиданным пейзажам,
Пятнам света, сну аллеи.
И в какой-то странной блажи
Я уже тем сном болею.
Светлых красок переливы,
Цве́та солнечные реки...
Старой Франции мотивы -
Взгляд, оставленный навеки.

Художники - импрессионисты

Сергей Прилуцкий

Они вернули яркий цвет,
Творить манеру на пленэре,
Они смешали с цветом свет,
Мазками полотно одели.

Пейзаж весь в лёгких запятых.
Передаётся так движенье,
В штрихах, как вроде бы простых,
Но раздающих настроенье.

Запечатлев реальный мир,
Всю мимолётность впечатлений,
Они, выхватывая миг,
В нас плещут сонмом ощущений.

Теперь этюд картиной стал.
Заслуга импрессионистов
Писать без исправлений в залп
Талантливо и очень быстро.

Импрессионизм и прелюдии Клода Дебюсси

Элла Есырева2

Чувственный воздух… влажность дождя…
Свет… раскаленная солнцем земля…
Люди, предметы, трепетный ветер…
Мир погруженности дня на рассвете…
Все мимолетно и жизнь, и пейзаж,
И настроения – зыбкий мираж.

Эдгар Дега, Клод Моне и Ван Гог…
Сколько исхожено разных дорог,
Мир живописных чудес вернисаж,
Цвета и чувств, утонченный коллаж.

Небо, что зелень, трава голубая,
Краски и свет на пленере играя
Вдруг обращаются в чудный этюд,
А впечатления таинства ждут.

«Вереск», «Туманы», «Шаги на снегу»,
Звуки рисуют во льдах пустоту
В ритме печальном пейзаж возникает
Звучность растет и в конце замирает…

Россыпи звуков, потоки пассажей,
Звон колокольный, парад персонажей,
Дление точек, эффекты мерцаний,
И тишина… без налета страданий…

Мягкость сонорики, пятен холодность,
Той тишины временной мимолетность.
Улиц и зданий sfumato, бесплотность…
И объективности слов невозможность…

Тихо звучит величавый хорал -
Кварто-квинтовой игры ритуал,
Скрыта легенда в морской глубине
Как «Затонувший собор» в тайном сне.

«Мертвые листья», опять безысходность,
Где же веселье, любовь, беззаботность?
Страстные танцы Испании гордой
И хабанеры мотив непокорный,

Ритм сегидильи в смешной серенаде,
Смех «Менестрелей» в задорном параде…
Тихо «Ундина» взмахнула хвостом…
Вздох con sordino на бреге пустом…

Сколько в гармониях силы и красок!
Сколько еще не придуманных сказок?..

******************************************************Гоген


Красный штрих Гогена

Андрей Пустогаров


Повлажневшего воздуха свет -
синеватый, тугой, словно вена.
В этой желтой, и только, траве
вижу красные нити Гогена.

Это он свою ставит печать
на бурьяны, овраги и лозы,
научивший цвета различать.
Тонкий красный в глазу, как заноза...

На его красноватой траве
подгулявшие пляшут крестьяне
и такой занимается век,
от которого холодом тянет.

Поль Гоген

Антонов Валерий

Уехал на Таити Поль Гоген,
разжился там женой и новой темой,
свободу обретя себе взамен
общения с парижскою богемой.

Поль Гоген-2

Антонов Валерий

Гоген уехал на Таити,
поссорившись с Ван Гогом.
Там сделал множество открытий
и стал другим, во многом.
 
Гоген

Борис Межиборский

Он был велик, в полотнах воплотил,
Лирические, жизненные сцены
И жизнью он своею заплатил,
Что бы остаться в памяти Гогеном,
Терпел плевки высокородных дам,
Над ним смеялись, пошло издевались
А таитянки часто по ночам,
Мужской любовью страстно наслаждались.
И только пинта доброго вина,
Звала его к холсту мгновенно,
Я думаю, что не его вина,
В том, что тогда не поняли Гогена,
Прошли десятилетья, словно миг,
И вот сейчас, во всех музеях мира,
Висят холсты Гогена . Он велик,
Хотя при жизни не был он кумиром.

Жена короля

Владимир Гусев Тульский

/Поль Гоген "Жена короля." 1896 год./

Порвать своих воспоминаний нити
И, не дождавшись в жизни перемен,
Всё бросить и уехать на Таити,
Как сделал в одночасье Поль Гоген.

Купаться в океане спозаранку,
На завтрак авокадо только есть
И обнимать под пальмой таитянку,
Слагая мадригалы в её честь.

Нарисовать нагую королеву…
Там ходят дамы испокон веков
С цветами в волосах, в наряде Евы,
Заезжих соблазняя мужиков.

И, отойдя от южного наркоза,
Сидеть и выть собакой под луной,
И вспоминать про русские морозы
В краю, где был я счастлив лишь с одной!

Нет, не нужны мне в жизни перемены.
И на Таити я не полечу!
Пусть развлекают королев гогены,
А я любить садовницу хочу.

Её не нарисуют в голом виде,-
Чужих мужей смущать ей ни к чему.
Нисколько на гогенов не в обиде,-
Принадлежит она мне одному.

Живу без авантюрных устремлений,-
Давно своё отплавал, отлетал,
А может потому я и не гений,
Что я о королевах не мечтал?

Credo Гогена

Владислав Морев

Уметь всё бросить - Мужество и Мудрость -
Когда бросаешь ради Обретенья,
И новый Шанс, полученный как-будто,
Осуществляешь в Плоти Вдохновенья -

Того, что рвёт «незыблемые» Связи,
Того, что Мир Войною отражает,
Того, что Жизнь, погрязшую во Грязи,
До Чистоты и Грёзы поднимает!..

Бросайте Пошлость - Царство Полутонов - 
Из серой Тени выйдите на Солнце:
Рай Океана страшен и огромен - 
Но в нём Свобода Золота и Бронзы.

Она во Всём - и все Цвета ей служат,
Их Полутень - в Полуденности дикой:
Пределы Чувств, положенные Стужей,
Сметают вон Темперой и Мастикой!..

Я удалюсь из Бездны Сумасшествий,
Из Лицемерья, Мелочности, Скуки,
Поссорюсь с теми, кто, лишённый Чести,
Салонной Лести сдался на поруки.

Разрушу Контур, выскоблю Рисунок - 
Чтоб краскам дать безбрежное Сиянье:
Долой Наброском спаянный Рассудок - 
Да будет всё загадочно и пьяно!..

Прибрежные скалы. Поль Гоген. 1886

Елена Казанцева 4

Прибрежные скалы стоят безмятежно.
Морская вода то лижет их нежно,
То пеной своей заливает отроги,
Как будто бы просит: - Уйдите с дороги!

Здесь краски оттенок, как в музыке нота,
Мелодия волн напевает нам что-то.
У неба тревожного - песня другая,
А скалы аккордами в землю врастают.

Кто зорок - увидит, кто чуток - услышит
Крещендо прибоя, что пеною дышит.
Как после, пиано отлива внимая,
Уйдет, не спесива, водица морская.

Гоген

Марина Барщевская

Репродукции бессильны
Передать нам мир Гогена.
Их цвета ярки, обильны,
Словно кровь из рваной вены.

Глянешь на оригиналы, -
Как удар внезапный тока, 
Будто сняли покрывало,-
И стоишь, сраженный шоком.

Нежность розовых разливов
Рек...Там ищут отраженья
С шоколадной кожей дивы...
А любовное томленье

Разливается волною
В духоте лагун тенистых,
Ветер солон от прибоя
В час закатов золотистых...

А ты ревнуешь?

Натали Наумова

картина Поля Гогена


Среди волн затерян остров.
Волны пляжу шлют поклоны.
Жизнь проста, Но есть вопросы.
Поль прислушался невольно.

Разговоры, как обычно...
Не Париж! / Но тоже страсти./
О волнующем, о личном:
"Ты ревнуешь? - Вот напрасно!"

"Нет"...Ответ звучит с обидой.
"Почему не я прекрасна?"
Ведь и ты не ...очень с виду.
Тоже брови сажей красишь"

Не ревнуй, подруга.Знаю -
Только я ему желанна.
Только я ему по нраву,
А тебя мне - просто жалко..."

Так беседуют подруги
Под набеги океана
Уколоть стремясь друг- друга
Ревность. Вот такая странность .
---
На песок бросают волны
Космы водорослей рваных.
Ветерок притих, покоен -
Не ревнует к облакам он.

Художник Поль Гоген

Натали Наумова

Семья не бедствовала Поля
Пока ребёнком жили вместе
Отца не стало и невольно
Гоген подыскивает место.
Он моряком объездил страны
Но круг художников Парижа
Его влечёт. Искусства тайны
Он открывает. Много пишет
И вот уже берёт заказы
И деньги есть, хотя не много
И чтоб не тратить их напрасно
За счастьем - дальняя дорога

Прочь из Парижа! И забыть бы...
Дом детям. Новой жизни планы.
Писать, да так, чтоб цвет в избытке
Есть кисти. Но пусты карманы.
Париж! Он весь из камня, стали...
Здесь серый цвет замешан с бурым.
Других цветов ничтожно мало
Не манит тусклая натура.
Гоген давно готов к отбытью
На дальний остров. На Таити
---
Океан, песок и пальмы.
Жизнь покойна и не спешна.
И жива ещё здесь память
О художнике нездешнем.

Дом сложил он тростниковый
Настилил из листьев крышу
Новой жизнью зажил...Ново
Всё, что видит и как пишет.

Море дарит вдохновенье.
Жизнь с природой...Вот задача.
В цвете, форме перемены -
Не импрессио...иначе

Цвет решит не даль, а планы
И экзотики загадки.
Оставляет сумрак тайны
На песке - теней заплатки.

Девы острова Таити,
ЧУдные плоды и виды...
Поль писал не по наитью -
Тем, чем жил и то, что видел.

Автопортрет. Эжен Анри Поль Гоген (7 июня 1848 - 8 мая 1903) - французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма.

Гогену

Наталья Солошенко

Солнца жар- страсти дар-
Разбудил в душе пожар.
Буйство красок, жажду цвета...
В нём жила душа поэта
На Таити и а Арле,
И с ван Гогом на игле,
У Голгофы -на кресте-
Да "Над пропастью" во тьме...
Кто, откуда мы и где?

************************************************** Дега

Эдгар Дега

Антонов Валерий

Ему излюбленною темой
служил классический балет.
Он на холсте писал поэмы
о мире танца много лет.

Дега

Владислав Морев

Впечатления Тел, что, привидившись, осуществились,
Воплощения Снов, что застыли в Природе Зеркал:
Мир Танцовщиц и Статика странная – соединились,
представления Час - из Антракта и Воли восстал.

Взгляд Кулис: характерные Виды и Полунамёки;
Завершённости нет: Подготовка - сплошной Лейтмотив;
Предвкушение ждёт: Любопытство холодно жестоко;
Погляди и забудься: довольно, что Образ красив!..

Откровенность - при Свете Луны - перейдёт в Откровенье,
Но Искусственность лунных Лучей здесь, увы, налицо:
И Поклоны - Мираж, и Движения - лишь Средостенье,
Где Среда пробуждает Рисунок из Тени косой.

Всё дано «под Углом»: нереальна фронтальная Роспись;
Угол - Зренья Мотив: словно Звук приглушённый в Дали;
Апплодирует... Кто?.. Стынет в Книксене бледная Робость:
Её жаждут Глаза - что следили за ней и вели!..

Абсент. Эдгар Дега. 1876

Елена Казанцева 4

Танцовщицы прославили Дега,
Хотя, была на деле-то, чужда
Ему та радостная атмосфера жизни,
Письма манера импрессионистов.

И в творчестве его всегда
Преобладали люди в городах.
Изображал он люд простой и быт,
Гладильщиц, прачек, скачки и других.

Вот перед нами полотно "Абсент".
На лицах и фигурах здесь акцент.
Он и Она. Но каждый отрешенно
Сидит и думает о чем-то. Отчужденно

Друг ото друга, от людей вокруг.
И город им большой совсем не друг.
А композиция задачу завершает -
Они и на картине ближе к краю.

Эдгар Дега. "Абсент". 1876. Музей Орсе, Париж.

Прима-балерина. Эдгар Дега. 1878


Елена Казанцева 4

Звезда!
Она одна парИт над сценой!
Едва
Коснувшись, вмиг взлетит мгновенно!
Следа?
Ты не увидишь даже тени.
Вся светится в порыве вдохновенья.

Дега - поклонник танца страстный!
Танцовщица - пленительно-прекрасна!
Она как будто из другого мира,
Где каждая способна стать кумиром.

Четыре танцовщицы Эдгара Дега

Елена Казанцева 4

Движения танца - они мимолетны,
Изменчивы позы во время "полета".
А вот освещенье софитами сцены
Заставит немного продлить нам мгновенья.

В софитах с лучами зеленым и красным
Мешаются краски,цветам неподвластны.
И красный теперь переходит в зеленый,
И снова - обратно, и снова, и снова!

Меняются пятна,как в калейдоскопе,
Вы двух одинаковых здесь не найдете.
Они на холсте прописались по жизни,
Мгновения, сущность импрессионизма.

Четыре танцовщицы - Эдгар Дега. Около 1899. Холст, масло.151,1x180,2 Выставлена в музее: Национальная галерея искусств (Вашингтон)

Танцовщицы Дега

Надежда Никищенкова
Отзыв на стихи Вадима Константинова 2 "Танцовщицы Дега"
Сравнили с бабочками?
Высшая награда.
Особый орден
за воздушность и красу.
А труд в балете -
муки звездопада,
и голубая гжель
уносит пестроту
и колоритность
нежных изваяний,
и репетиций
пот и наготу.
Нет у картин
божественных названий...
Но бабочки летят,
и их мечту
мы не узнаем
никогда на свете.

Они прозрачны
в голубых тонах.
Эола легковесны
эти дети...
пусть пот струится
в тонких волосах.
Как гусеницы труд
нами не заметен,
так бабочек
привычна красота.
И ловят их
сачков обычных сети...
и философия судьбы
их так проста..

Голубые танцовщицы. Э. Дега

Натали Наумова

Шей изящны повороты...
Лунный цвет девичьих плеч.
Музыки волшебной ноты
Дополняют сумрак свеч.

Ритмы рук не повторимы.
Продолженье фуэтэ...
В гамме волн пастельно синей...
Плещет флейты нежный цвет.

Мир Дега - мир любованья.
Красок дивный фейерверк
На холсте - балета тайны.
Франция, двадцатый век.

Эдгар Дега (1834-1917) - французский художник, классик импрессионизма

Дега

Наталья Солошенко

Все в движенье у Дега:
Скачки, цирк, балет,бега,
"Голубые танцовщицы",
Мюзик-холл, кафешантан...
Но всегда печальны лица
У его девиц и дам.
Женщины за туалетом
Буднично отражены.
У художника при этом
Нет ни дома, ни жены.
Лишь убогая квартира,
Монпарнас, бульвар Клиши...
Посреди большого мира-
Одиночество души.

Абсент. Дега

Марина Барщевская

Запах поздних хризантем полынных
С привкусом разлитого ментола...
Изумрудный яд наполовину
Выпит, и бокал почти что полый...
Из под перьев шляпки взгляд пустынный
Был ли хоть когда-нибудь весёлый?
Не узнать теперь. Одни руины
Мыслей и похмельный сон тяжёлый.... 

Оборву струну... Картина Э. Дега

Марина Барщевская

Я оборву струну жестокого романса,
Чтоб слёзы-градом у чувствительных особ.
Пускай в ответ на этот опыт перфоманса
Высокомерную кривит усмешку сноб.
Я знаю, - рифма примитивна, и аккордов
Всего-то три, звенящих в сумрачной тиши.
Зато могу сказать с главой, поднятой гордо:
Пою о том, что прожил, честно, от души. 

Эдгар Дэга. Песня собаки

Марина Барщевская

Близится рассвет.
Тюильри, туман...
Дамы-полусвет
Ей кричат:"Шарман!"
Пусть.-не Мистингетт,
Аристид Брюан...
Публике-привет!
Жив кафешантан!

********************************************* Мане

Мане. Флейтист

Борис Межиборский

Флейтист играет на бульваре,
И песня будит весь Париж,
Народ идёт по тротуару
Ему вослед поёт малыш
А воздух был по утру чистым,
И было в сердце так тепло,
Когда под музыкальность флейты
Всем стало на душе светло.
Играй, флейтист, играй мальчишка,
Людские души обогрей,
Быть может бросят мелочишку,
Для купли фунта сухарей.

Завтрак на траве

Валерий Штормовой
Этюд на картину Мане

В густом лесу на маленькой полянке,
Где в озерцо вливается родник,
Приплыв на лодке утром спозаранку,
Компания устроила пикник.

Одна из дам решила искупаться,
В сорочке скромно в озеро вошла
И, наклонившись, начала плескаться
В прохладной влаге летнего утра.

Другая же, когда расположились,
Достали снедь, что принесли с собой,
Вдруг, сбросив все одежды, обнажилась,
Смущая взор бесстыдной наготой.

С неловким чувством глядя на картину,
Я задаюсь вопросом каждый раз:
Зачем раздел художник героиню
И поместил как будто напоказ?

Здесь налицо надуманность сюжета -
Так странно, что она обнажена.
Ведь, если люди все вокруг одеты,
Нет смысла раздеваться догола.
Бар в Фоли-Бержер. Эдуард Мане. 1882 г


Елена Казанцева 4

Несложным кажется на вид,
Но многоплановость таит
Бессмертный "Бар в Фоли-Бержер".
...А смерть стучалась в дверь уже.

И, зная это, сам Мане,
В руках держа себя вполне,
Старался очень поспешить,
Чтоб начатое завершить.

Стоит за стойкою Сюзон*,
Бокалов звон со всех сторон -
Сюда приходят отдохнуть,
Повеселиться и глотнуть.

Все отражают зеркала -
Веселье, шик, блеск серебра!
И лишь Сюзон печальный взгляд
Подводит визуальный ряд...

Ей нету дела до толпы,
Она в стране своей мечты.
И так печаль ее сильна,
Что всех нас трогает она.

А в зеркалах - еще секрет!
Того, что видим мы, там нет.
И все не так, как быть должно.
Возможно, изображено

Мгновенье, что уже прошло,
В смятенье мысли привело?
Картина, полная чудес,
Что вызывает интерес

И пищу для ума дает.
Толпа ликует, жизнь идет -
Но одиночество сильней,
И, средь толпы, еще видней...

* - Прелестная Сюзон за стойкой, уставленной винными бутылками;  Сюзон, которую хорошо знали все постоянные посетители этого места. Реальный персонаж.

********************************************* Моне

Скала близ Дьеппа Клода Моне

Анна Ковалёва -Мулик

Подножие скалы -
в обличии дракона…
Слегка прищурив глаз -
задумчиво лежит…

Все мысли в море -
дивно тонут…
Как будто, чей-то поцелуй,
вдали - манит…

Простор небес –
мотив нехитрый…
“Я здесь, с тобой” -
призыв души…

И оттиски скалы –
Молитвой…
Дары несут -
всю жизнь в любви…

Искусство –
волшебства обитель…
Взгляд завораживает даль…
Триада мира – искуситель…
Покой, величие, печаль…

(Картина “Скала близ Дьеппа” 1882г Клод Моне . ( частная коллекция ))


В прекрасный летний день

Валентина Гладыш

навеяно картиной К.Моне

В прекрасный летний день
Всё светлой радостью дышало,
Прохладою манила тень
И жарко солнце целовало.

Гуляла девушка в саду,
Под зонтиком лицо скрывая,
Внимая мира чистоту
И красоту земного рая.

Её живое естество
С природой вечною сливалось.
Святое жизни торжество
Без понужденья совершалось...

Кувшинки

Валентина Гладыш

н
авеяно картиной К. Моне

Солнечные блики на воде.
И кувшинки, радуясь, ликуют.
Чуточку завидуя себе,
О любви пленительно воркуют.
Как приятен тихий разговор.
От воды становится свежее.
Ничего не слышала с тех пор
Ни сердечнее,ни лучше,ни нежнее...

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872

Владимир Нехаев

Восход.
Цветные пятна.
Тени.
Там - рыб косяк ?
Там - зыбь,
волна,
движение.
Неясны краски,
И восход в тумане...
Всплеск впечатлений.
Порт.
И солнца пляски
на волнах.
Лодки.
Утро.
Блики.
Тайны…
Восход приветствует
И чаек крик печальный
И облаков окрашенных эскорт...
---
Импрессионизм,
Основатель - Моне...
Не всё так безоблачно...
Видится мне,
что в каждой картине,
в цветастом пятне
есть творчества радость,
но есть и о дне
грядущем тревога:
заботит Моне,
что денег немного,
что снова в дорогу,
чтоб не оказаться у жизни на дне,
на поиски счастья, успеха, достатка,
искусству он жизнь посвятил без остатка,
но всё получилось не очень-то сладко...
И все же
своим
впечатленьем восхода
он новую нишу
открыл для народа
в искусстве,
которому жизнь посвятил,
которым и нас
удивил, впечатлил...

Клод Моне « Впечатление. Восход солнца» 1872, 48 х 63 см, Музей Мармоттан-Моне, Париж
Картина считается по праву первой в импрессионизме- направлении в искусстве, где главное впечатление, субъективное восприятие художника, его мимолетное настроение и впечатление…

Клод Моне. Кувшинки. 1916

Владимир Нехаев

То ли кувшинки,
то ли облака,
то ли галактики
разметанной
Вселенной?
Цветных созданий
видим острова,
а цвет и взгляд
здесь необыкновенный:
с трудом определяется вода,
мазков зеленых просто череда -
склонившихся деревьев отражение,
а слева - голубые небеса,
на них лягушек-листьев полоса...

...кувшинки - словно светлые года
на разноцветном жизненном кружении...

Но пруд цветет,
И водоросли плотны.
Идут года,
И зритель все идет
взглянуть на пруд
загадочный и модный...

Клод Моне "Кувшинки" 1916, 200 х 200 см  Национальный музей западных искусств, Токио

Вестминстерский дворец. Клод Моне. 1904

Елена Казанцева 4

Все в золоте - вода и небосвод!
Дворец то ли парИт, то ли плывет.
Здесь стерты грани, контур искажен,
Но, кто ни взглянет - он заворожен.

И светится вода, и облака.
И непонятно, есть ли берега...
И я бы не была удивлена
Принцессе, в башне что заточенА...

Ирисы Клода Моне

Елена Казанцева 4

Как будто поделил художник краски,
И холст один в тонах написан красных,
И тот же сад - в тонах морских, небесных.
Не выбрать мне из двух, какой чудесней!

Картину "Сад" Моне рисует ярко -
Здесь буйство ирисов в объятьях жарких.
У всех цветов различная окраска -
То довершает свет свои подсказки.

А рядом сад, одетый в голубое.
И схожи ирисы с морской волною.
Мы видим все оттенки той водицы,
Что вдоль по клумбе весело струится.

И не один раз рисовал художник
На первый взгляд как бы одно и то же.
Писал картины при различном освещении,
Чтобы достичь другого впечатления!*

* - Импрессионизм получил свое название от impression - впечатление.
"Сад" ("Ирисы"). Клод Моне. 1900 и "Клумба с ирисами в саду" ("Клумба с ирисами в саду художника"). Клод Моне. 1900

Водяные лилии Моне

Ильченко Татьяна

Я - эта лилия в пруду. Любовь на голубом.
Мой вдох – раскрытье лепестков. Мой выдох - счастья стон...
Пульсирует вся гладь пруда, из нежности – волна.
Я задыхаюсь в вихре чувств - забыв, что не одна.
мерцают блики на воде. Здесь, где-то, - тень твоя.
Но - уплываю в ритме грёз, страдая и любя…
Да, снова я, мой бог Моне, боготворю Ваш плен!
И не хочу туда, назад, в мир лживых перемен!
Позвольте, в красках растворюсь... Не потревожу рам.
Лишь на мгновенье, в «лилий» мир - чувств погружу туман…

"Водяные лилии" Клод Моне

Картина Клода Моне

Ильченко Татьяна

Сиреневая дымка, сосна и гладь воды...
В талантливую прихоть они погружены.
Вибрируют дыханьем и воздух, и вода.
Моне, волшебник страстный, их погрузил туда.
Моё шальное сердце попало краскам в ритм.
Ни вырваться, ни сдаться - не ведом алгоритм.
Захлёстывают волны - и растворяют суть.
Прошу, в той, новой жизни - меня не позабудь...

Клоду Моне

Ильченко Татьяна

Я в мир Моне вхожу с опаской.
Он мой кумир, он выше снов...
волшебный свет манящих красок
всё в жизни изменить готов.

из нежной простоты "кувшинок",
сквозь грусть "пруда", - в "собора" плен...
вибрируют мазков слезинки,
срывая с глаз привычек тлен.

мне, словно грёз оживших, тени
готовы космос чувств открыть.
вдыхая воздух вдохновенья,
пытаюсь в светотени жить...

в миг, отдаваясь красок ритму,
в воронку ярких чувств опять
я унесусь, весёлым вихрем...
За это - можно всё отдать!

Пусть счастьем на меня прольётся
сиреневых оттенков свет.
Холстов чудесные оконца -
на все -"Зачем?" - дают ответ…

Импресьон

Марина Барщевская

Моне. Оттенки светотени. 
Собор в Руане-как легенда. 
Художника рождает гений 
Эмоций красочных кресчендо. 
Эрета скалы, маков-воз. 
Гляжу-и ощущать учусь. 
О, импресьон! Апофеоз! 
Я растерять его боюсь.... 

Сорока. Клод Моне

Марина Барщевская

Стрёкот сороки,
Снег серебристый,
Света потоки
В воздухе чистом.
Тёплым комочком
Тёмное тельце.
Бьётся, клокочет 
Птичее сердце.
Смолкла..Вот песня
Слышится снова:
"Нету чудесней
Края родного!" 

Яблони недалеко от Ветёя. Клод Моне

Марина Барщевская

Золотая паутина потянулась от забора
К полновесным веткам яблонь. Август...Значит, очень скоро
Оттенится желтизною синева глубин небесных,
Улетающих прольются стоны птиц прощальной песней...
На душе светло и грустно : жаль, тепло недолговечно...
Видишь, звёздочка упала. Это-осени предтеча...

Клод Моне. Парламент в Лондоне

Марта Журавлева

Лиловой зеленью объяты,
Над Темзой призраки парят,
А в вышине сияет злато
И духи воздух серебрят,
И, преломляясь сквозь природу,
Хватающую жадно смысл,
Они металлом кроют воду -
Теперь в воде сияет мысль,
И столько красок здесь сплотилось,
Друг с другом мненьями делясь,
Что единенье охватило
Природного с надземным связь,
Легли сиреневые тени
На небо, волны, чтоб затем
Вросло в строенья настроенье,
Стирая очертанья стен.
Начав беседу строгим словом,
Маэстро ввел иную суть,
Ведь башни... Башни только повод,
Чтоб цветом мир перевернуть.

Художник Клод Моне создал серию из одиннадцати картин, на каждой из которых был изображен туманный пейзаж со зданием Лондонского парламента на берегу Темзы. 
По цветовому решению картины существенно отличаются друг от друга. 
Стихотворение отражает впечатление от картины, находящейся во Дворце изящных искусств в Лилле (Франция)

Впечатление. Восход солнца

Натали Наумова

Impression...Мазки накрапом,
Вразброс - небрежны, рваны...
Вода-что ртуть...Из красок - капли...
Кисть по холсту мохнатой лапой
Рисует море... Гавань.

Светлеет небо утром ранним.
Тумана дым и доки.
Дрожащий воздух плавит планы,
Где солнца круг похож на рану...
Черны фигурки в лодках

Но не пейзаж. Лишь - впечатленье.
Звон-синь густым аккордом.
Нет полутона, света, тени...
Плетёт из цвета сети гений,
А мы ...в плену у Клода

Эта картина французского художника Клода Моне (1840 - 1926 г.г.) дала название новому течению живописи в конце 19го века-ИМПРЕССИОНИЗМ.
Художник не стремится написать картину - копию с натуры, но передаёт ВПЕЧАТЛЕНИЕ от неё. Цвет, особенности мазка - дробный,чистый цвет. Композиция - без выраженного центра, фрагментарность...Э ти приём отличал Клода Моне от художников прежней школы.

Клоду Моне

Наталья Солошенко

В доме - ни еды, ни света...
Бедный, бедный Клод Моне,
Но в саду бушует лето,
"Восход солнца" в вышине.
Всё мерцает: свет и тени,
Отраженье и предмет...
Где бы взять на кисти денег?
Впрочем, красок тоже нет.
Как свести концы с концами,
Покорясь своей судьбе?
Ведь наградою за это-
Этот "Завтрак на траве",
Этот ясный день в саду,
Эти лилии в пруду.
Плач ребёнка,вздох Камиллы,
Безнадёжность и тоска...
Но упругостью и силой
Дышит каждый взмах мазка.
"Не исчез предмет в картине"*,
Не растаял, словно пар.
На бульваре Капуцинок,
На вокзале Сен-Лазар-
Свет прозрачен, краски звонки.
Многоцветье линий,лиц...
Больше нет ни горизонтов,
Ни предметов , ни границ.

* Выражение В.Кандинского.

************************************************** Ренуар

Солнечное зайчики играют...

Валентина Гладыш

Навеяно картиной О.Ренуара «В саду»

Солнечные зайчики играют,
На щеках румянец не унять,
Чувства бесполезно прогорают,
Кавалеры дамам не под стать
Снова уговоры, обещания,
Клятвы, уверения в любви...
Тщетные, напрасные старания,
Веры нет,чтоб их благословить...

Ренуар. Гондола в Большом канале 

Марина Барщевская 

На гондоле-под мостами 
Проплывю я местами, 
Где настроили дворцы 
Архитекторы-творцы. 
Ну, а вечером-сигара 
В старом баре. Средь угара 
Вспоминать родной мотив 
Под чужой апперитив..... 

Ренуар Купальщицы 

Марина Барщевская 

Наплевать на ваше мнение
Настоящему художнику.
Всё ему подвластно-гению,
Охламону и безбожнику.

Руководствуясь капризами,
Ханжеству весьма досадными,
Эпатирует эскизами
НЮ-для многих глаз отрадными. 

Пикник 

Марина Барщевская 

Под парусиной потолка
Пикник-картина Ренуара.
Взгляд цепкий из-под котелка
Манит в прохладу будуара.
Она нахохлилась слегка,
Предвидя злую болтовню;
Сжимает нервно шарф рука...
С неё писать он будет ню.
Муж хочет заказать портрет.
"Мон шер,ну что ж ты так бледна?"
Она уже не скажет:"Нет!"
Страстей отрава выпита до дна... 

Ренуар. Спящий кот 

Марина Барщевская 

Свечи тают-оплывают,
Время за дымком летит;
Ночка быстро убывает,
Тень причудливо дрожит.
Кот свой нос хвостом укутал,-
Говорят, что к холодам...
Ветер песенку кому-то
Напевает по ночам.
Он поёт о том, что бродит
Месяц по небу, не спит...
И о том, что жизнь проходит, 
Время за дымком летит.

Ренуару

Наталья Солошенко

Пьер Ренуар из Лиможе,
Влюблённый в жизнь и красоту,
Запечатлел живой Париж,
С его "Мулен" и "Ля Шату".

Создал портрет Легрен,Алин
И ярко-рыжей Самари,
Своих купадьщиц на скале,
После полудня в Варжемоне,

Своих детей , и Габриэль,
И друга дней Дюран-Рюэля,
С трудом удерживая кистьт,
Он воплотил импрессионизм.

Зонтики Ренуара

Разгадаев

Поздний ноябрь- избранник тоски,
день на другой похож.
Зонтики- шёлковые васильки
влагой питает дождь.

Тучи над Сеной- небесный каприз;
город берёт взамен
миг мимолётный- сорвавшийся лист,
угнанный ветром в тлен.

Осень закончится- ливень пройдёт,
в память оставив нам
взгляды девичьи- каштановый мёд
с горечью пополам.

Пьер Огюст Ренуар “Зонтики“. 1881-1885 гг.

*********************************************** Сезанн

Живописцы. Поль Сезанн

Верат Олоз

Поль Сезанн конструирует мир.
Шар, цилиндр и конус - основа.
Перспектива в плену голубого,
Задающего красочный пир.

Сезанну

Наталья Солошенко

Великий гений реализма
И синтеза импрессионизма-
От барочного романтизма
До конструктивного кубизма.
Всю жизнь прожил в уединенье,
Избрав судьбою жизнь Творца.
И три периода творенья,
Как трезубцы у венца.
В период первый жил в Провансе.
В имении Жа-де-Буффан,
Природе края поклонялся
Он как художник и титан.
В просторных комнатах пустынно,
Одни лишь "Дядя Доминик",
Золя с Алексис,"Девушка у пианино",
Все ,к кому душой проник.
В этап второй создал
"Дорогу в Понтуазе",
"Пьеро и Арлекина","Акведук",
Автопортрет, "Горы в Провансе".
Новый этап в Овере- новый друг.
В период третий создал "Мост на Марне",
И отражение его в воде-
Живой мираж,"Сосну близ Экса",
"Фрукты вместе с вазой",
В окрестностях близ Экса-
"Голубой пейзаж".
Апофеоз творений - гимн природе:
"Гора святой Виктории"-Прованс.
И в память юности-"Купальщицы"
Как заключительный экстаз.
                                     
*************************************************** Сислей

Весенний пейзаж Сислея

Марина Барщевская

Ещё готовится к весенним буйствам сад,
Земля пока не разогрелась толком.
В прохладном воздухе горчащий аромат
Набухших почек носит ветер колкий.

Подросток-девочка деревцам, как сестра,
Тонка, и нежно-празднично одета,
Она застыла в ожидании добра, 
Любуясь совершенством первоцвета.

В реке журчащей отраженье облаков
Подёрнуто покровом зыби смутным...
Не угадать, судьбы излом пути каков...
А счастье-вот , сейчас, сиеминутно! 

Сислей. Море-сюр-Луэн

Марина Барщевская

Прощальным поцелуем
Последнее тепло.
Как выдох"Alliluya",
В пространство утекло
Сияющее лето
Ребяческих забав,
И холод строгим " veto"
Упал на буйство трав.
В палитру охру мудрый
Художник намешал,
По жухлым листьям пудрой
Он иней разбросал.
Как техника картинки
Прозрачна и легка!
Со вкусом хрупкой льдинки
На кончик языка...
Паваной ветры дуют
О лете, что прошло.
Прощальным поцелуем
Последнее тепло... 

Cислей. Пейзаж

Марина Барщевская

Весна! Уж солнце ярко светит,
А ветер всё ещё колюч,
И пятна тени землю метят
Обрывками тяжёлых туч..
Уже мечтается о лете,
Когда песок прибрежный жгуч
И дарит Солнце на рассвете
Приветом первым тёплый луч.