06.12.2014

Архитектура и архитекторы *

Архитектура

Вера Гасем

Архитектура городская -
Переплетение времён.
Где за один пробег трамвая
От арок, куполов, колонн
Доедешь до восьмидесятых,
В такой родной микрорайон -
Дома просты и угловаты,
Здесь в кубы возведён бетон.
А за последним поворотом
Возникнет гордо новострой,
Всех удивляя наворотом
И недоступной высотой.
Чертёж, как будущего завязь,
Пророс, взлетел над пустырём
И стал, в пространстве утверждаясь,
Заводом, школою, жильём.
С застывшей музыкой сравнима
Архитектура, в чей блокнот
Добавит созидатель - Время,
Своих неповторимых нот.

Стиль Модерн

Владислав Морев

Стиль как Свобода Бесстилья,
Антиэклектика Звеньев -
Это Преддверье Насилья
В Роскоши и Откровенье;

Это Бессмыслие в Смысле
И Парадокс Атрибутов -
Миг, что Сомнением выстлан,
Пойманный Образ Минуты…

Чисто в Природе Фантазий:
Мир бессюжетных Фантомов -
Нечто, отдельно от Глаза,
Некто, творящий Хоромы;

Хаос Чрезмерности тонкой -
Хаос в Обличье Системы -
Чувства бесплотная Гонка
Разум без Выбора Темы…

Вот перед нами Идея,
Что замыкает Барочность:
Мания от Ворожеи
Вместо Помпезности Точной;

Форма Эстетики - Воля -
Всё остальное неважно:
Диссоциация Ролей -
Интерпретаций куражных…

Язык архитектуры

Леонид Герт4

Язык колонн, балконов и пилястр,
Килеобразных окон и порталов
То заставляют нас пускаться в пляс
На уличном асфальте средь проталин,

То замереть и, голову задрав,
Стоять и слушать - слышащий услышит.
Увидев купол, вымолвить: «будь здрав,
Пусть сыщик - дождь щель для себя не сыщет».

Язык поребрика, абсид и прясл,
Веселых изразцов, висячих гирек
Распространен средь белых, черных ряс
В великом православном нашем мире.

Архитектура - летопись времен.
Прислушайся-ка к красноречью века.
Неважно, что еще идет ремонт
И известь белоснежит наши веки.

Язык разнообразных закомар,
Cкажите мне без лести, ведь прелестен.
И стен очистится времен загар,
И встанут надо мной живые фрески.

Акрополь

Леонид Герт4

Как умели предки строить,
Знали же, что на века.
Пригласить бы на «гастроли»,
Что ж ты времени река?

Белоснежный карский мрамор,
Известняк или базальт…
Без огрехов панорама -
Больше нечего сказать.

Вкус достоин подражанья,
Как же им не подражать?
Слышишь ты на фризе ржанье,
Наши же не могут ржать.

Повтореньем оживишь ли,
Как похожи, но не так.
Не заботится Всевышний,
Не идет он на контакт.

Видит в море отраженье
От оставшихся колонн,
Там же гавань - быль сраженья…
Драгоценней нет корон

Это греческий Акрополь
Весь в сеченьях золотых.
Резал, крал, оставив цоколь,
Что собак нет розыскных?

Демократия, искусство
На предельной высоте.
Там сейчас немного грустно
Средь опустошенных стен.

До сих пор мы не достигли,
Даже близость не дана…
Как они, мы тоже сгинем -
Хоть колонна, хоть одна…

Анфилада комнат

Леонид Герт4

Бреду я анфиладой комнат -
За дверью дверь, и не свернуть,
И двери манят, двери гонят,
А стены стойкие пасут.

И небо плоское в плафонах
Готово выманить к себе.
Лакеи в золотых погонах
И с аксельбантом в серебре

Мне открывают обе створки,
Чтоб шел я дальше без помех.
Такие б запретил постройки
На свой и на грядущий век.

Ускорил бег. Конца не видно…
Хоть что-то бы подозревал.
Удар. Осколки. Как обидно…
Я прожил жизнь меж двух зеркал.

Ампира, барокко и классики лёгкость...

Людмила Ревенко

Ампира, барокко и классики лёгкость
Волютой ведут разговор,
Коробок бетонных безликость и блёклость
Украла свободу как вор.

Лишили полёта, оставив шаблоны,
Серийность стекла, кирпича,
И ринулись вверх, на ходулях-колоннах,
Не радость внося, а печаль.

Какое столетие дремлет лепнина?
Быт частный мудрее всегда,
С годами венками, как лучшие вина,
Старинных домов череда.

Готика

Надежда Сборнова

Дома, готического кроя,
Органным звукам подчинясь,
Всё рвутся в небо,оставляя,
Уже не видимую грязь.
И пепел инквизиций блещет
Вкрапленьем шляпок на торгах,
И лютики в траве трепещут
Сердцами, сгинувших в веках.

Архитектуре

Николай Гомела

Архитектура - музыка камней!
Безмолвная мелодия изгибов.
Хранят молчание таинственные глыбы,
Лишь тихий звон балконов в вышине…

Здесь - ритм ступеней .Выдержан размер.
Ряды колонн - нетронутые струны.
И исполняют чувственные лУны
Беззвучные сонаты для химер.

Застыли перезвоны балюстрад.
И львиные рычат неслышно морды.
Ряды статуй - зависшие аккорды.
И окон безупречен звукоряд.

Здесь все концерты света и теней
Слышны для глаза и зимой и летом.
Виновна в сыгранном и спетом
Архитектура. Музыка камне-е-е-е-е- й!

Архитектура

Сальникофф Алексей

Когда забудутся и песни, и преданья,
То возвестят о прошлой жизни зданья.

Как нам войти в архитектуры русло?

Юрий Киприянов

Как нам войти в архитектуры русло?
Необходимо целый мир понять!
В котором с техникой сплетается искусство,
побеждена поэзией броня.
И философия, заставив камень
быть музыкой,
царит в сердцах людей,
в их мысли и поступки проникая,
с всевидящей судьбою наравне.
Раскрепостить свой ум, расправить плечи,
смотреть в лицо и другу и врагу,
и знать, что беспощадно бесконечны,
возможности везде нас стерегут,
материю вокруг соизмеряя
во имя постижения чудес
и, чтобы проявилась соль земная
и смело распростёрлась до небес,
наполнив быстрой точностью сознанье
рокочущей стихом, взволнованной души,
способной вдруг застыть животворящей тканью,
которую хранят как Ангелы "сухие" чертежи!

****************************************************

Антонио Гауди

Вера Балясная

Антонио Гауди - мы пили глазами -
Безумства твои, -
Поэзия парка, сказка домов,
Фантомы собора -
Реальность видений и снов…
Гений безумец, гений мудрец,
Гений ваятель - великий творец.
Испанский зодчий - АНТОНИО ГАУДИ -
Нас восхищают творенья твои.

Credo Гауди

Владислав Морев

Эллипсы-Арки, Наклоны-Опоры -
Мягкие Камни словно текут:
Там, где Фантазия с Зрением спорит,
Область Эффектов, где Тайны поют.

Тайны есть Стили: Жилища Загадок,
Свиты Монархов в зеркальных Рядах, -
Их Единение станет Фасадом,
Противоборство сокрыв во Вратах!..

Лить и ковать будут Стены отныне, -
И Архитектор отныне Кузнец:
Гибкость в Движении быстром застынет,
Плазму Мозаик сливая в Венец.

Здание - Форма Скульптуры отменной, -
Что отменяет Пределы для Рук;
Мысли и Чувства в Сплетении ценны:
В их Самоценности - Тело и Дух!..

Асимметричная Ткань Облицовки
Калейдоскопом Рельефов жива:
Модному Городу будет Обновка!
Стиль - для Стиляги: ему же - Права!

Несовершенство Деталей отдельных
Здесь Совершенства слагает Итог:
Тело Sagrada Familia цельной
Ныне готовит к Восшествию Бог!..

Гауди - Волшебник Барселоны

Ирина Молчанова Ал

Его дети - замки из песка,
Каждым уголком неповторимы.
Гауди - фантазии река,
Как напевное загадочное имя.

Как гордится мастером своим,
Всех красот собранье - Барселона.
Но, когда он стал совсем глухим,
Сбил трамвай, не защищая звоном.

Умер неизвестный, в нищете,
Кто комфорт обдумывал богатым,
За него купаясь в красоте,
Нынче в вечность следуют палаты.

Их Король Модерна нарастил,
Людям, наслаждаясь любоваться,
Жизнь с архитектурою скрестил,
И детали здесь не могут драться!

Бог царит в гармонии частей,
Всё переплетая дополняет!
Этот пир предъявленных идей,
Учит нас и думать заставляет!

И стекается к нему весь мир,
И в лесах не отдыхает стройка,
И Святым Семейством ориентир,
Всем туристам, бесконечно сколько!

Я - поклонница искусства твоего,
Гауди - источник вдохновенья!
Не наскучит никогда мне ар нуво,
А тебе сегодня - день рожденья!

Архитектор Гауди

Лариса Незлобина

Великий зодчий Гауди
Творил в испанской Барселоне.
Нам от шедевров не уйти
И кажется нерукотворной
Симфонией, застывшей в камне,
Рукам покорный, словно магма,
Что рвётся с рёвом из вулкана
И устаёт, заснув в тумане.
Он пренебрёг стандартом, формой.
Постмодернизм художник создал.
Запечатлел природу в камне,
Как чародей небесной манны.
Представишь Гауди творенье
И вспомнишь чудное мгновенье.
Проходит век за веком в споре.
Страна чудес стоит у моря.
Творил её испанский гений
Среди хулы и потрясений.
Погиб он, как безродный нищий
Без денег, без друзей, без пищи.
Художника легко обидеть,
Он не умеет ненавидеть.
Дожил до славы скромный гений,
Ведь имя не предать забвенью

Сын Барселоны Антонио Гауди

Наталья Демьяненко

В семье большой был младший сын.
Он над болезнью верх не брал.
Со сверстниками не играл.
Прогулки и всегда один.

Смерть в этом доме поселилась.
Жизнь забирала и резвилась.
Двух младших братьев увела.
За ними вслед и мать ушла.
Из всей семьи один остался.
И боль от всех скрывать старался.

Одет и модно, и со вкусом.
Поклонниц много у него.
В любви лишь счастье не дано.
Он посвятил себя искусству.

Его талант открылся в школе.
Рисунки просто поражали.
Всё здания изображали.
Фантазии то и не боле.
Кто видел их так лишь считали.

Природа гения учила
И тайны мудрости открыла.
Творенья Гауди загадка.
Заложен в них глубокий смысл.
Как будто в камне миф застыл,
От красоты на сердце сладко.

Здесь тесно так переплелись
Архитектура и природа,
Поэзия его народа,
И астрономия,и жизнь.

Здесь дух религий, их напевность,
Культуры волшебство и древность.
Всё символами рассказал.
Мир необычно показал.

Антони Гауди 1852-1926

Оскар Хуторянский

Неповторимый архитектор
И отрицатель прямых форм,
Как Риман или Лобачевский
Евклиду памяти в укор.

Нет Барселоны его краше
В Испании, да и везде.
Спасибо Гауди. Там каждый
Гордится им. Понятно мне.

Стоял я пред его домами,
Пошевелиться я не смел.
Не передать мне вам словами -
Там гений на меня смотрел.

Он умер нищим в Барселоне,
В больнице бедных, без родных...
А храм, что не успел достроить
Останки гения хранит.

Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет 1852-1926, - испанский (каталонский) архитектор, большинство проектов которого возведено в Барселоне.

Растрелли

Светлана Городецкая

Бартоломео Растрелли - звонкое имя Рассеи.
Моцарт в архитектуре, маэстро колонн и лепнин.
На Невское чудо столетья восторженно люди глазели,
Но кастовой строгой границей был бархатный полог гардин.

Я нынче хожу по залам, где царственно шли монархи.
Но их имена забыты, здесь царствуют надо мной:
Седой Леонардо да Винчи, иконописцы монахи,
Рембранд, великий Рубенс и Рафаэль молодой.

А "Зимний" поёт им славу каждой своей галереей,
Каждым залом парадным грохочет беззвучный гимн.
И пусть по монаршему праву, Романовы здесь старели,
Бартоломео Растрелли строил дворец не им.