Рафаэль Санти (1483-1520) **

Рафаэль Санти - великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.
Самые знаменитые картины: "Три грации»" (1504), «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505-1507), "Прекрасная садовница" (1507-1508), «Мадонна Альба» (1510), «Сикстинская мадонна» (1512-1513), Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514-1515), «Преображение» (1516-1520).

Донна Велата. Рафаель Санти

Агапи-Галина

Донна Велата - бархатом ресницы,
- очарование юности, нежный взгляд,
её улыбка, - яркой, спелой вишни,
нам, здесь о многом, многом говорят!

С необыкновенным цветом лица,
во всём блеске, - роскоши одежд,
девушка смотрит на нас c холста,
озаряя, светом, теплом и надежд!

Мир романтики, света, любви и добра,
прозрачной кисти мастера пера!

Сон рыцаря... Рафаэль Санти

Анна Ковалёва -Мулик 

Есть выбор - он как вечный сон…
И предложений - миг картиной:
Всех знаний - истинный закон;
Расцвет - от юности игривой…

С небес - спадает пелена… 
Тон чувства - горы затмевает…
И тонет - в озере душа…
Она одна - дары соединяет…

В ней мудрость мира, честь, закон…
И красота - мечтою счастья…
Воскресшей вечностью времён -
Гармония - в листах контраста…

Касаясь ветками небес -
Венец - как ореол лавровый…
Откроет миру - грань чудес
В ветвях - от сотворения - основой…

(Если посмотреть при правильном ракурсе, то в ветвях дерева - Есть лик, но он замаскирован…
Напоминает очертаниями лик Христа с картины его отца - Джованни Санти "Христос, поддерживаемый двумя ангелами") 

Рафаэль Санти

Антонов Валерий

Видно, боги так хотели
в людях перемены,
воплощая в Рафаэле
душу феномена.

Рафаэль Санти-2

Антонов Валерий

Его "Сикстинскою мадонной"
весь мир недаром восхищён.
Она причислена законно
к шедеврам кисти всех времён.

Рафаэль 

Борис Межиборский 

Скользит мазок влюблённого поэта,
Сменяет ночь разбуженный рассвет,
И в строчках возникает мысль сонета,
И околдован мастером портрет
Взлетает кисть маэстро Рафаэля
На полотне остался мягкий след,
Мне кажется напившись тонким хмелем,
Взлетел на небо молодой поэт.
Вот пастушок играет на свирели,
Он лирикой зовёт свою любовь,
Проходит рядом мастер Боттичелли
Священную Весну встречая вновь
И будут помнить люди всей планеты,
О том, что был художник и поэт,
Он оживлял в холстах свои портреты,
И придавал им яркость ,блеск и свет.

Рафаэль 

Борис Межиборский 

Рафаэлево творенье,
Это чудо красоты,
И божественность явленья,
И лазурные мечты.
Все картины Рафаэля,
Безупречно хороши,
Даже ангелы летели,
Над душой и для души.
Он в эпоху возрожденья,
Целый мир очаровал,
Подтолкнул он мир к движенью
Косность мира оборвав,
И великие творенья,
Вдохновенны и чисты,
Мощь и разум Рафаэля,
Воплощение мечты.

Афинская школа

Валерий Штормовой
Этюд на фреску Рафаэля

На сводах дворца, что стоит в Ватикане,
Художник Санти Рафаэль написал
Афинскую школу на каменной ткани,
Античных ученых всех вместе собрал.

Ведут жаркий спор Аристотель с Платоном,
В раздумье стоят Демокрит и Сократ,
И делится мыслью научной с Зеноном
Философ, сподвижник его, Ксенократ.

Склонившись к земле Пифагор что-то чертит,
Выводит свои теоремы Евклид,
Ипатия – первый ученый из женщин –
В кругу математиков гордо стоит.

А там Эпикур, жизни видевший счастье
В любви, в наслажденьях, свой строит Эдем,
И тут на ступенях ко всем безучастен,
Презрев все на свете, лежит Диоген.

Ученые древности, в муках исканья,
Порой даже жертвуя жизнью своей,
Вы свет благодатный - научные знанья
Несли сквозь невежества мрак для людей.

Рафаэль Санти

Виктор Клименко 2

В детстве, рано он мать потерял,
Бог поможет, отец уверял.
Будешь ты знаменит Рафаэль,
Заработаешь хлеб и постель.

Материнской любви, он не знал,
На картинах мадонн он писал.
Мы всегда узнаём его стиль,
Но, сжигал он себя, как фитиль.

Микеланджело с ним говорил,
Леонардо искусству учил.
Популярность и слава растёт,
В личной жизни, ему не везёт.

Совершенства достиг он тогда,
Где мадонна нас видит с холста.
Он из жизни ушёл молодым,
Но, шедевры оставил живым.

Рафаэль Санти. Прекрасная Садовница 

Владимир Гусев Тульский 

/ Рафаэль Санти. Прекрасная Садовница. 1507 год./

Картину эту видел я впервые.
Грусть заползала в душу, как туман.
Холмы, пустынный сад… 
В саду Мария,
Господь - младенец, рядом Иоанн.

Рука Мадонны сына обнимает,
И взгляда нет прекрасней и нежней.
Она ещё не очень понимает,
То, что Спаситель мира перед ней.

Ей даже в страшном сне пока не снится,
Не видится в чреде грядущих дней,
Как будет сброд неистово глумиться
Над тем, кто всех милей ей и родней.

Иисус за Маму только лишь встревожен.
В Её руке лежит Его рука,
Он знает всё, что сделать будет должен,
Но с Мамой хорошо Ему пока.

Познать страданья в жизни всем придётся,
И надо их достойно принимать…
Пока Он счастлив, нежно светит солнце,
И рядышком Его родная МАТЬ.

А Иоанн пред БОГОМ на колене,
И у него немного скорбный вид.
И крест в руках, как грозное знаменье
Того, что испытать им предстоит. 

Рафаэль Санти

Евгений Торяник

Рождён в Урбино,умер в Риме
И Тридцать семь,всего лишь,лет.
Но он в художественном мире 
Оставил уникальный след.

Глаза чарующе-бездонны,
От них восторг сдержать не смея...
И смотрят взглядом благосклонным
Мадонны Санти Рафаэля.

Дама с вуалью Рафаэля Санти 

Елена Казанцева 4 

Ах, этот дивный лик,
Глядящий с полотна!
Застыл чудесный миг.
Конечно же, она!..

Земной любви
Прекрасный идеал!
Небесные черты,
Лица овал,

И бархат тех ланит,
И кроткий нежный взгляд
Спокойствие и негу
ПодарЯт.

Художника любовь 
И Муза.
И краше не представить
Мне союза.

Фото -"Дама с вуалью, или Донна Велата", (итал. Ritratto di donna или La Velata), 1514—1515, Палаццо Питти, Флоренция - один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти. 

Мадонна с гвоздиками. Рафаэль Санти. 1507

Елена Казанцева 4 

Божественна Мадонна Рафаэля!
Она прекрасна, как любая мать.
Ласкает Малыша нагое тело,
Но только Ей одной дано понять,

Почувствовать и сердцем, и душой,
Что на руках Младенец не простой.
Сплетен из чувств Ее тугой венок,
Где радость с горечью, как за глотком - глоток.

Три грации Рафаэля Санти 

Елена Казанцева 4 

Я. Б. Княжнин "Послания к трем грациям" (1790 г.).

О нежные сестрицы неразлучны!
Сопутницы прекрасного всего!
Сама краса не стоит ничего,
Черты ее бездушны, вялы, скучны,
Коль, вашего знакомства лишена,
Жеманится без прелестей она.

Художник жил в эпоху Возрождения.
Божественны его произведения!
Он воспевал мадонн, богинь и граций*-
Источники духовного богатства.

И, восхищаясь женской красотою,
Он все же видел в них совсем другое.

Три грации, три младшие богини.
Округлость пухлых форм, певучесть линий,
И воплощают юность,непорочность,
Добро и красоту, и звать их точно.

Пред нами Красота, Невинность и Любовь.
Пустыня, что вокруг, вдруг станет раем вновь.
И где они - везде царит блаженство.
В руках богинь шары как символ совершенства.

* - Грации - в древнеримской мифологии богини красоты и изящества. Спутницы АФродиты, были в чем-то близки Аполлону.
Рафаэль Санти "Три грации", 1504 г. Масло на тополиной панели. Галерея Шантийи, музей Конде, Франция. 

Рафаэль. Донна Велата. Дама под покрывалом

Иван Есаулков

Возлюбленной пишет художник портрет,
Известен тот ныне как "Донна Велата".
Меняют друг друга в холсте тень и свет,
И их переходы взаимно богаты.

А девушка эта мила, хороша
И выглядит царственно, словно Мадонна.
У зрителя враз обмирает душа
От взгляда её глаз смиренно-бездонных.

И тоненько сразу звенит тишина,
И слышатся звуки задумчивой песни...
И что из того, что Велата грешна,
Коль девушки в мире не сыщешь чудесней?

Спокойный, задумчивый, ласковый взор,
Который покажется даже усталым;
Простая причёска - обычный пробор,
Частично запрятанный под покрывалом.

Взирает на нас она издалека
Глазами, большими, как спелые вишни,
И хоть пролегли между нами века,
Но чувствуешь, будто бы ты - третий лишний!

Рафаэль. Донна Велата (Дама под покрывалом). 1514

Рафаэль. Мадонна с вуалью. 1509-1510

Иван Есаулков

Представит Святое Семейство картина:
Иосиф Святой на ней - взрослый мужчина,
Мария - в лице у Неё доброта,
Мать нежно глядит на Младенца Христа.

Написаны эти фигуры контрастно:
Мадонна с Младенцем - сияюще, ясно,
Иосиф же из полумрака глядит
На то, как на ложе Младенец лежит, -

Предвидя грядущее, грустно взирает.
Христос же с вуалью Марии играет.
Распятия время когда-то придёт -
Мать голову Сына в вуаль завернёт.

Пока же с любовью глядит и с печалью.
Христос тянет ручки, играя с вуалью.
И хоть материнских не видим мы глаз,
Но сколько в них ласки, заботы сейчас!

Название картины «Мадонна Лорето» происходит от одной – теперь утерянной - копии в римской базилике Санта Каза ди Лорето. 
Рафаэль. Мадонна с вуалью. (Мадонна Лорето). 1509-1510

Рафаэль. Мадонна со щеглом. 1507

Иван Есаулков

На фоне пасторального пейзажа
Художник показал трёх персонажей:
Мы видим в полотне на первом плане
Марию и Младенца с Иоанном.

Обоих мальчиков Мать обняла,
Креститель Сыну протянул щегла - 
Является тот символом Страстей
Христа с времён далёких для людей...

Он мимо по легенде пролетал,
Христа во время казни увидал -
И вырвал шип тернового венца
Щегол тот из Спасителя лица.

С тех давних пор обагрены как будто
Христовой кровью голова и грудка...
Пейзаж вдали в легчайшей дымке тает,
Спокойствием картину наполняет...

Рафаэль. Мадонна Солли. Около 1502

Иван Есаулков

На полотне Мадонна изображена,
Пророчества читает, потому грустна.

Написано в той книге о судьбе Христа...
Сиянье светотени, гаммы простота.

Младенец на коленях, и в руках - щегол*.
Христос про страсти тоже только что прочёл,

И потому серьёзен и задумчив Он.
За спинами мы видим деревенский фон.

Холмами весь усеян уголок земли,
На них растут деревья - близко и вдали...

* Щегол является символом страстей Христовых.

Рафаэль. Прекрасная садовница. 1507

Иван Есаулков

Молодая и нежная Дева -
Как спокойна Её красота,
Как божественна! И видим слева
От Неё мы Младенца Христа.

Дева к Сыну чуть-чуть наклонилась,
Он же книгу пытается взять.
Что в душе у Неё накопилось,
Выдаёт нежный, любящий взгляд.

Отвечает Ей тем же Спаситель...
И с тревожною думой о Нём
Устремил на Христа взор Креститель,
Жезл его завершался крестом.

Преклонил пред Христом он колени...
А по небу бегут облака, 
И вдали видны горы и стены,
То ли озеро, то ли река.

И окинув внимательным взглядом
Всё, что видим у них за спиной,
Переходим к тому мы, что рядом -
К водосбору*, к фиалкам** с травой.

На фигуры опять переводим
Взгляд: они - наша главная цель! -
И, любуясь картиной, находим,
Что шедевр сотворил Рафаэль!

* Водосбор (орлик) - род многолетних травянистых растений семейства лютиковых. Символизирует в христианстве Страсти Христовы.
** Фиалки символизируют в христианстве смирение Девы Марии.
Рафаэль. Прекрасная садовница (Мадонна с Младенцем и Св. Иоанном Крестителем). 1507

Парнас - фреска Рафаэля Санти

Ирина Волокина

Вкруг Аполлона Музы и поэты. 
Талантливо - торжественно воспеты.
И образы возвышены и ярки
Пиитов от Гомера до Петрарки.
Здесь Музы - украшение картины-
(Все дочери богини Мнемозины)- 
Танцуют и играют, и поют,
И свой в руках у каждой атрибут.
Запечатлела тайну фреска эта
Художника, мыслителя, поэта.

Там человек - величествен, свободен,
Разумен, и красив , и благороден - 
Мечту о совершенном человеке
Здесь Рафаэль нам подарил навеки.
Что начинали мастера треченто *, 
То Санти завершает в чинквеченто **.
Учтиво приглашает он с собою 
Земною насладиться красотою.
Гармонии чудесные виденья
Мы в живописи видим Возрожденья.

*Треченто - итал. триста, а также принятое в итальянском языке наименование XIV века. 
**Чинквеченто - итал. пятьсот, а также 1500-е годы итальянское название XVI века. Период конца Высокого Возрождения и Позднего Возрождения. В это время работали величайшие мастера Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, при жизни прозванные современниками "божественными".

Рафаэль Санти

Лариса Терещенко 8

Нам Рафаэль в Афинской школе
Оставить в красках соизволил
Портреты славных мудрецов,
Науки древних праотцов,
Там Пифагор с учениками,
Их учит по своей программе.
Ученики докажут скоро
С ним теорему Пифагора.
Вот Диоген раскинул чресла,
Ступени для него, как кресло.
Да, в бочке, хоть и на свободе,
Немного притомился вроде.
Сам Рафаэль, его учитель
По астрономии открытий
Не подтверждённых - Птолемей.
Миневра в нефе, рядом с ней
Евклид читает Геометрию.
На фреске, соблюдя симметрию,
Неф с Аполлоном. Красота и разум-
Его достоинства, их отмечаем сразу.
По центру Аристотель и Платон,
Облачены в красный и синий тон.
Один абстрактен, а другой логичен,
Их взгляд на философию различен.
У нас же в школах Путина портрет
Вселяет вдохновение и свет.
Пусть опустилась я с небес на землю,
Я красоту люблю и всей душой приемлю.
И Рафаэль послужит нам примером,
Чтоб храм науки стал дворцом Миневры.

Экфрасис

Моё Внимание Вам

Свою Мону Лизу воспел Рафаэль.
Лицо беспристрастно, спокойно у девушки.
В причёску уложены светлые волосы.
И кожа у дамы светла и нежна.

На фоне природы написан портрет.
Изящество и грациозность, таинственность...
Загадочен образ без имени девушки.
Одета богато, красиво она.

Бордовое с золотом платье, кулон
С рубином. Изысканный вид у красавицы,
Что держит довольного, смирно сидящего
С единственным рогом из мифов зверька.

Таков целомудренный единорог.
Он - знак чистоты, непорочности, святости.
Полна благородства, чиста неизвестная.
В достойную даму влюблён Рафаэль.

Рафаэль Санти. Дама с единорогом. 1506.

У картины Рафаэля

Натали Наумова

"Мадонна о щеглом"

Стояла муза за плечом.
Гармония вела рукою.
При свете солнца, со свечой
Он рисовал её c любовью.

Овал лица, черты - чисты,
На плечи локоны упали.
С натурщиц, девушек простых,
Тогда Мадонну рисовали.

Мария - сын её Иисус
И Иоанн Креститель тут же
В лице Марии тихой грусть -
Всё знает.... Об Исусе тужит

Из клети мальчики щегла
Марии принесли со смехом .
На лоб раздумья тень легла:
Не может мука быть потехой.

Понять им только предстоит,
Что жизнь любая Богу ценна.
Он всем живым благоволит.
От зла - молитва панацеей.

Нежна, прелестна и грустна -
На камне, как на пьедестале.
Детей у ног своих она
Рукою чуть приобнимает.
---
Щегол - страстей христовых символ-
Он здесь в картине неспроста -
Терновый - шип венечный - вырвать
Хотел из головы Христа.

И кровь, и пот с лица стекали
И улюлюкала толпа
Лишь кроха птичка помогала,
Летела по его стопам
---
Юна она. Но мать Христа -
С душою чистой, человечной.
Нет, не царица . Простота
Её божественно извечна

Её хитон - цвет неба синь,
Как - твердь земли - цвета одежды...
Земля и космос...Бог и Сын
Её и вера , и надежда

Рафаэль Санти - великий итальянский живописец ,график и архитектор, один из ярчайших представителей Высокого Ренессанса./ 1483 - 1520 г. г. Имя Рафаэля давно стало синонимом гармонии. Его произведения - воплощение красоты, меры, ясности.

Рафаэлю

Наталья Солошенко 

Ты, Мадонна, бесподобна
Со святыней на руках:
И воздушна, и спокойна,
И божественна в веках.

Рафаэль, когда б ты не был,
Кто б о чуде так поведал.
Кто б о боге так сказал
И венец такой создал?

Рафаэль Санти. Триумф Галатеи

Октавиан 8

Я - дочь Дориды и Нерея .
Моя стихия - океан,
Скольжу по волнам юной феей
В сопровождении наяд.
Спокойных вод я воплощенье
Путь пролагаю морякам.
Где Галатея - там веселье,
Восторг, забавы, песнопенья.

Сикстинская Мадонна. Рафаэль

Сергей Неверской

Как это время незаметно мчится
и удивляться есть причины!
Вот Дрезден, всей Саксонии столица.
Чернели там ещё везде руины!

В войну так поступили с ним жестоко,
Но отражается в любом окне
Ажурное и чудное барокко!
И Август на златом коне!

Вот Цвингер- те известные чертоги.
Их охраняет зорко равелин.
Там из песчаника - сатиры, боги,
Купальня нимф и юноша бьёт в тамбурин!

Картины все, как будто исполненье снов:
Портреты, сцены Ветхого завета,
Холсты- творения старинных мастеров!
На тех полотнах вечные сюжеты!

Поэтов восхищала в прошлые века,
Дурманя голову не хуже хмеля-
Картина, где идёт, ступив на облака,
Сикстинская Мадонна Рафаэля!

Крестьянской девушки красивое лицо,
Склонила голову пред ней Варвара,
Такой лукавый взгляд амурчиков -мальцов,
Лежит на крышке гроба папская тиара!

Понтифик там не воплотил проклятье,
Но очевиден смысл картин, идея!
Святая Дева, посмотри- распятье,
Закончит путь земной Царь Иудеи!

И сразу вспоминается уже невольно,
Войны закончился снарядный гул,
Найдя картину в той, залитой, штольне,
Солдаты встали сразу в караул!

Зачем судьба творит, творит свои капризы
И Рафаэлю не создала гарду*,
Но потрясла его улыбка Моны Лизы,
Что показал ему сам Леонардо!

* защитная полусфера на рукояти шпаги.

Автопортрет. Рафаэль

Яков Соловейчик

Известны только три автопортрета,
Заказами был занят Рафаэль.
Когда бы, без работы "сел на мель",
Писал себя бы чаще без сюжета.

Себя изобразив двадцатилетним,
Таким он и остался на века.
Божественна художника рука, 
Предвидевшего славу, смерть и сплетни.*

Сказать, что это баловень судьбы,
Когда вокруг холопы и рабы - 
Презреть свои познания и чувства.

Он - первый в своем времени герой,
Кто, зная все, пожертвовал собой,
Во имя возрожденного искусства.

* по официальной версии Рафаэль умер в возрасте 37 лет от желтой лихорадки. По свидетельству его позднего современника Джорджо Вазари, он умер после очередной дикой оргии, которые регулярно устраивал, чтобы "расслабиться" после тяжелой работы.
Но по мнению многих искусствоведов, Рафаэль умер от "перегрузки", ибо количество созданных им произведений сопоставимо с наследием 90-летних Микеланджело и Тициана.

Афинская школа. Станцы Рафаэля

Яков Соловейчик

Жемчужина музеев Ватикана - 
Классическая роспись на стене.
Коль верно то, что истина в вине, 
За каждого героя по стакану
Положено бы выпить было мне.

На фреске гениального маэстро
История исчезнувшей страны,
Все лучшие античные умы,
И если не нашлось кому-то места,
То нет его в анналах старины.

Под обликом Платона - Леонардо,
(Преемственность понятна даже мне),
А справа, очень скромно, в стороне,
Себя изобразил пассионарно
Художник - что заслужено вполне.

Смотреть, смотреть, учиться бесконечно...
Бессмысленно... Подохнешь дураком.
Я с детства с этой истиной знаком,
Писать стихи - попытка плюнуть в вечность,*
А может, погрозить ей кулаком.

* Фаина Раневская: "Сняться в плохом фильме, все равно, что плюнуть в вечность".
"Афинская школа", Рафаэль, 1509, длинна фрески у основания 770 см. Станца делла Сеньятура, Ватикан.

Диспут. Станцы Рафаэля

Яков Соловейчик

Кому дано увидеть Бога,
Тот может Бога рисовать.
Таких избранников не много,
Слепых же - тьма. А, может, рать.

Доступно было Рафаэлю,
Изобразить любой сюжет.
Но, крикнуть хочется: "Не верю!",
На этой фреске Бога нет.

Однако, нет его и выше,
И ниже, тоже не найти.
Зато, людишки, словно мыши,
Скребутся скопом взаперти.

Под рафаэлевою кистью,
Любой заказчик встрянет в Диспут.*

*На фреске изображен Диспут о Святом Причастии (смысл превращения хлеба и вина в кровь и тело Христа).

Парнас. Станцы Рафаэля

Яков Соловейчик

Кому есть место на Парнасе,
Среди прекрасных юных муз?
Сказал бы: "Вечен наш союз!",
Себя узрев в иконостасе.

Там есть Вергилий, Дант, Петрарка,
Сапфо, Гораций и Пиндар...
Все, кто явили божий дар,
Внутри большого зоопарка.

Парнасцы - выбор Рафаэля,
Другой бы, в этой карусели
Себя добавил бы тайком.

Маэстро всех возвел в каноны,
Но одного он проворонил:
Он был со мною не знаком!

"Парнас", Рафаэль, 1509-11, фреска, длинна в основании 670 см. Станца делла Сеньятура, Ватикан.